Итоги года по версии интерфакс

26 декабря, 2024

ИТОГИ ГОДА: Бензин завелся от запрета

Москва. 26 декабря. ИНТЕРФАКС - Топливный рынок России в 2024 году избежал острых ценовых кризисов - впервые за последние несколько лет. С одной стороны, положительный эффект дала практика запрета на экспорт нефтепродуктов, и внутренний рынок ни разу не испытал дефицита топлива. С другой стороны, запрет - мера как раз совсем нерыночная, экстренная, сигнализирующая о проблемах.

А проблемы были самые разнообразные. Это и последствия санкций для нефтепереработки, когда поиск и изготовление оборудования превращается в испытание на маневренность и творческий подход. Это и удар по железнодорожной логистике, когда весь объем запланированного к экспорту бензина разворачивается на внутренний рынок. А также полный финансовый набор - высокий курс доллара, высокая ставка Банка России, инфляция - из-за чего деньги для всех отраслей сильно подорожали.

В серьезную деталь общего ландшафта постепенно превратились атаки беспилотников на НПЗ. Ликвидация их последствий стала в 2024 году еще одной вводной топливного рынка, нефтяники и ведомства на ходу учились оперативно реагировать, перераспределяя потоки нефтепродуктов. Новый опыт показал, что все участники процесса способны мобилизоваться и координироваться. Возможно, благодаря этому России в 2024 году удалось избежать очередного топливного кризиса.

ЗАКРЫТЬ, ОТКРЫТЬ И ПОВТОРИТЬ

Бензиновые цены в 2024 году начали расти прямо с января. Сразу после новогодних праздников по рынку поползли слухи об аварии на одном из крупнейших в стране НПЗ, расположенном в Нижегородской области. Минэнерго сформировало оперштаб и привлекло к бесперебойному обеспечению топливом все нефтяные компании. К сожалению, рынок уже расшатался, в течение нескольких недель стабилизировать ситуацию не удалось, и правительство приняло решение - с 1 марта ввести ограничения на экспорт бензина сроком на полгода, до 31 августа.

Январский инцидент на нижегородском НПЗ (причина - атака беспилотника - называлась только неофициально) получил продолжение: в феврале и марте регулярными стали сообщения о пожарах на НПЗ после прилетов БПЛА. Возгорания фиксировались сначала на НПЗ юга России, потом докатились до заводов в центральной части. Прилетало на заводы в Москве и Ленинградской области. В течение года не осталось ни одной крупной нефтекомпании, заводы которой не отражали бы атаки беспилотников.

В марте запрет на экспорт бензинов вызвал топливный коллапс на железной дороге, поскольку ее заполонили объемы, прежде уходившие за границу. В моменте РЖД довольно быстро (в жестком ручном режиме) запустила срочную перевозку нефтепродуктов. Тем временем НПЗ вывели из внештатных ремонтов большинство установок, топливообеспечение в стране наладилось, а биржевые цены пошли вниз, даже несмотря на старт сезонного спроса - на дворе была середина апреля.

В середине мая, чтобы не допустить затоваривания заводов, правительство временно, до 30 июня, сняло запрет на экспорт бензинов. Летом, когда потребление топлива вышло на пик, ограничения снова вернули - с 1 августа, затем его на всякий случай продлили до конца года. В конце ноября разрешение на вывоз бензина получили компании-производители, для остальных он сохранился до конца января-2025.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАПРЕТА

Собеседники "Интерфакса" подчеркивают стабилизирующий эффект для внутреннего рынка от запрета на экспорт бензинов. Но также признают: введение запрета сигнализирует, что НПЗ страны в текущей ситуации, возможно, не могут произвести достаточный объем бензинов для страны. Запрет на экспорт - явление кризисное, и пока он длится, нужно предпринимать действия, чтобы поскорее его снять, нивелировав последствия, говорят собеседники агентства.

И власти рассчитывают в будущем отказаться от применения таких инструментов, как ограничение экспорта нефтепродуктов, заявил вице-премьер РФ Александр Новак, подводя итоги года на топливном рынке. "Я уверен, что мы меньше будем применять такие инструменты, как запреты или открытие вывоза на экспорт. Все-таки это достаточно не рыночный инструмент. Мы при достаточном производстве бензина будем пользоваться рыночными инструментами", - сказал он. Вице-премьер напомнил, что в ближайшие несколько лет в России заработают новые мощности по производству бензина, что позволит сбалансировать ситуацию на рынке. До этого момента могут вводиться новые ограничения: "Все зависит от ситуации на рынке".

Для НПЗ запрет - это серьезная проблема: приходится менять корзину нефтепродуктов, при этом сокращается поле для маневра, оптовые цены снижаются, а вместе с ними падают крек-спреды и маржа переработки. Запрет также сказывается на общей волатильности бензиновых цен - и в крупном, и в мелком опте. И что самое удивительное: экспортный запрет в 2024 году не смог серьезным образом защитить розницу, так как цены в опте скорректировались незначительно, в итоге АЗС в сезон пикового потребления работали на грани рентабельности.

Глава "Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора" Тамара Сафонова подчеркивает: запрет стал действенной мерой для внутреннего рынка, но он привел к сокращению объемов переработки и производства нефтепродуктов. "При этом цены на нефтепродукты на внутреннем рынке следуют за индексом экспортной альтернативы на нефть, в этой связи требуются регуляторные меры по стабилизации именно внутренних нефтяных цен", - считает она.

Управляющий партнер трейдера "Пролеум" (крупнейший частный топливный трейдер РФ) Максим Дьяченко полагает, что регуляторы в 2024 году использовали запрет чрезмерно, а снимали его не всегда своевременно. "Запрет был обоснованным в начале 2024 года, когда начался ажиотажный спрос на топливо из-за плановых и внеплановых ремонтов НПЗ и выпали серьезные мощности. Но осенью со снятием запрета затянули. В условиях длительных ограничений одномоментно нарастить объемы производства оказалось непросто. Нефтепереработчикам и так не сладко: эмбарго на вывоз бензинов в любом случае оставляет их в проигрыше - и объемы выпуска снижаются, и цены на внутреннем рынке тоже, а инвестиции при этом должны окупаться", - говорит он.

В Минэнерго "Интерфаксу" заявили, что временный запрет экспорта позволил дополнительно насытить внутренний рынок предложением и не допустить резких скачков цен как в рознице, так и в опте. "Точечное использование ограничительных мер позволяет в ручном режиме найти баланс между наполнением рынка и загрузкой нефтепереработки", - сказал представитель ведомства.

"На фоне насыщения рынка и необходимостью сохранения загрузки НПЗ в зимний сезон было принято решение о снятии запрета на экспорт бензина для производителей. При этом для непроизводителей запрет продолжает действовать до конца января 2025 года. Эта мера позволит поддержать нефтепереработку без рисков для снабжения внутреннего рынка", - добавил он.

По данным Минэнерго, в 2024 году по сравнению с 2023-м отгрузки дизельного топлива на внутренний рынок выросли почти на 6%, а автомобильного бензина - на 2%.

БЕНЗИНОВЫЙ ДИСБАЛАНС

Итак, рынок бензинов в уходящем году последовательно переживал периоды - стабильность, турбулентность, стабильность. Первые месяцы можно условно отнести к стабильным, за исключением эпизода роста оптовых цен в начале года, который был быстро купирован решением властей о запрете вывоза бензинов из РФ.

Начиная с середины июля бензиновый сегмент перешел к волатильности - оптовые цены повышались, существенно опережая розничные, особенно на Аи-95. Поставки бензинов на внутренний рынок сократились, что вынуждало ряд нефтяных компаний покупать топливо на бирже и приводило к перекосу ценовых индикаторов. Только в середине ноября с окончанием ремонтов НПЗ на фоне увеличивающихся объемов переработки бензиновый сектор вернулся в стадию стабильности: продажи на бирже росли, оптовые цены падали, маржинальность розничных продаж перешла в "плюс".

Но который год остается актуальным вопрос несоответствия структуры производства и потребления бензинов по маркам. Причина в том, что Аи-95 переживает в России настоящий бум: технологическое развитие автопрома не стоит на месте, к тому же, отечественный рынок заполонили китайские автомобили, работающие на Аи-95. Потребность в 95-м бензине уже доходит до 60% от общего объема потребления в стране, тогда как его выпуск составляет менее 50% от производства. Этот факт отражается на биржевых объемах - бензины Аи-92 и Аи-95 продаются на СПбМТСБ в пропорции 60% на 40% соответственно. Нехватка 95-го бензина обостряется, что отражается на ценовом спреде этих марок.

ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОРГИ

Дизельное топливо (его производство в стране значительно превышает внутренние потребности) весь год торговалось на бирже более-менее спокойно, за исключением периода перехода на зимние сорта, когда фиксировался резкий рост цен.

Однако 2024 год выявил новую тенденцию биржевой продажи ДТ: на торги вышли промышленные предприятия, они не особо критично смотрят на цену покупки, им важнее купить быстро и много товара. К середине года стало очевидно, что закупки ДТ промпредприятиями начали влиять на биржевые цены, даже правильнее будет сказать - ценовые индикаторы ДТ на СПбМТСБ теперь в основном формируют именно промышленники. Этот эффект неминуемо прочувствовали представители розничного ритейла, оптовые цены для которых напрямую определяются биржевыми, а также сельхозпредприятия, в разгар своих работ покупающие недостающие объемы топлива на оптовом рынке.

Обсуждаются различные варианты решения проблемы. Например, ФАС подготовила проект приказа об установлении начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок моторного топлива. Но до конца не ясно, будет ли при этом решена проблема влияния промпредприятий на биржевую стоимость топлива.

ДЕФОЛТЫ, ДИСПАРИТЕТЫ И ПРИОРИТЕТЫ

В череде особенностей биржевых торгов топливом 2024 года управляющий партнер трейдера "Пролеум" Дьяченко отмечает выросшее количество дефолтов по сделкам, повсеместный перенос сроков отгрузки товара и нарушение сроков поставки. "Биржа заявляет всего о 0,8% дефолтов, но по оценке "Ассоциации товарных брокеров" (объединяет крупных частных топливных трейдеров РФ) их доля существенно выше - 8% или даже 15% в случае ОТП РЖД. Дефолты по сделкам на бирже - серьезная проблема, связанная со сложностями жд-поставок и, в ряде случаев, с нехваткой производства. Это часть так называемой "торговли воздухом" при биржевых продажах нефтепродуктами, ярче всего она проявилась именно в 2024 году", - сказал Дьяченко.

Старший вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов в интервью "Интерфаксу" в конце года назвал тему "продажи воздуха" в большей степени фигурой речи. "По факту почти все биржевые продажи заканчиваются исполнением договоров и обеспечиваются поставкой. Дефолты в 2024 году составляли 0,8% от объема торгов. То есть дефолты не являются массовой практикой, базово заключенные договоры исполняются, по статистике мы не видим так называемой "торговли воздухом", - говорил он.

Глава Российского топливного союза (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка) Евгений Аркуша обращает внимание на еще одно топливное затруднение - в регионах Дальнего Востока возник устойчивый диспаритет оптовых и розничных цен. В 2018 году, когда в разгар топливного кризиса правительство и нефтяники договорились о "заморозке" цен на заправках, розничные цены на Дальнем Востоке были заморожены на очень низком уровне. Ежегодно растет оптовая стоимость и логистические затраты для Дальнего Востока, зачастую оптовые цены на топливо в ДФО оказываются выше розничных. Нефтяники могут выполнять обязательство "рост цен на АЗС в пределах инфляции", а независимые вынуждены существенно повышать стоимость на заправках, теряя объемы продаж при высоких эксплуатационных затратах.

"Все последние годы проблемы дальневосточной розницы только усугубляются. Частично решить ситуацию с логистикой в ДФО были призваны транспортные субсидии РЖД, действующие с 2023 года. Беда в том, что суммы выделяемых ежеквартальных субсидий заканчиваются в первые две-три недели. Сейчас частные АЗС на Дальнем Востоке оказались в патовом положении - и обеспечивать регион топливом надо, и не осталось резервов, чтобы продолжать работать в убыток", - говорит Аркуша.

Кстати, часть топлива на Дальний Восток везут не только из Сибири, но и из Центральной России. А железнодорожные перевозки топлива в 2024 году частенько демонстрировали сюжеты обострений. После того как весной РЖД пришлось в ручном режиме разруливать топливные потоки, ведомства согласовали повышение приоритетности ж/д перевозки нефтепродуктов - они были переведены из 6-й в 3-ю группу товаров. Есть риск, что с января 2025 года топливо вновь спустится в 6-ю очередь приоритетности, и это может запустить еще один виток проблем с его железнодорожной перевозкой.

ДУМЫ О ЦЕНАХ НА АЗС

Бензин и дизельное топливо традиционно считаются социально значимыми товарами - они обеспечивают передвижение населения и перевозку грузов по стране. Уже много лет власти ставят задачу роста розничных цен на нефтепродукты в рамках инфляции. И все последние годы топливный рынок выполнял установочное задание.

Но в конце 2024 году вышла нестыковка: согласно данным Росстата, к концу декабря розничные цены на бензин по сравнению с началом года увеличились на 11%, тогда как инфляция за это время составила 9,5% (рост цен на ДТ находился в пределах 7,9%). Исходя из Росстата, получается - цены на бензин превысили темпы роста инфляции?

Однако, ФАС в ответ за запрос "Интерфакса" отметила: изменение цен на бензин и дизельное топливо на АЗС РФ по итогам 2024 года не превышает инфляцию. Свои данные антимонопольная служба подкрепляет тем, что анализирует цены на 12 тыс. заправках в РФ, куда входят как АЗС вертикально-интегрированных компаний, так и независимых. В Минэнерго также считают, что цены на заправках в 2024 году не превышают инфляцию.

Позже вице-премьер Новак заявил: цены на топливо в России в этом году вырастут не выше инфляции. По его словам, внутренний рынок РФ сейчас полностью обеспечен бензином и дизельным топливом. "Мы внимательно смотрим с тем, чтобы цены не росли выше инфляции. И в этом году тоже цены будут в целом индексироваться не выше инфляции, что, в принципе, позволяет нам, скажем так, держать их на достаточно низком уровне по сравнению с экспортной альтернативой", - сказал Новак.

На этом фоне звучат предложения об изменении подхода к таргетированию роста цен на АЗС. Глава Российского топливного союза Аркуша подчеркивает - индекс потребительской инфляции не учитывает сверхинфляционного роста таких показателей, как МРОТ и средняя заработная плата, налоговой нагрузки (в т.ч. акцизов), тарифов и ставки ЦБ.

"В следующем году нас ждет повышение топливных акцизов выше инфляции. Транспортные тарифы, тарифы ЖКХ уже поднялись выше инфляции. Нет никаких предпосылок к значительному снижению банковских ставок, скорее всего они останутся высокими. По данным Росстата накопленный индекс цен производителей промышленных товаров за период с января 2023 по ноябрь 2024 г составил 28%, что в 1,7 раз выше индекса потребительских цен за тот же период (16,1%). Возможно, с учетом серьезно изменившейся экономической ситуации в стране пришло время изменить подход к расчету инфляционного индекса для таргетирования роста розничных цен?" - задается вопросом глава РТС.

По его словам, РТС направил в правительство письмо с предложениями по введению в системе нефтепродуктообеспечения индекса инфляции, учитывающего ряд дополнительных ценообразующих факторов. Эти предложения, в целом, поддержаны и нефтяными компаниями, добавил Аркуша. "На фоне общих проблем в экономике и дорожающих денег розничному ритейлу в 2025 году будет трудно удержаться на текущем уровне доходности. Он не может из года в год работать во все более сложных условиях, не рассчитывая на структурные изменения. Необходимы стратегические решения для топливного рынка, способные поддержать работу АЗС на эффективном уровне", - говорит он.

При этом глава РТС подчеркивает, что в 2024 году в условиях беспрецедентного санкционного давления, атак на предприятия ТЭК, большого объема плановых и внеплановых ремонтов НПЗ ситуация на топливном рынке оставалась достаточно стабильной. "Здесь нужно отдать должное слаженной работе нефтяных компаний и профильных ведомств. В 2025 году нужно двигаться дальше и искать дополнительные способы поддержания стабильности топливного рынка", - считает Аркуша.

УГРОЗЫ-2025

Основными угрозами 2025 года топливный рынок называет всевозможных "черных лебедей" и высокую банковскую ставку. Кроме того, под конец 2024 года стали меняться условия работы на самом рынке, в частности, сильно подорожала стоимость длительного хранения топлива. Высказываются мнения, что этот факт плюс высокая ставка ЦБ могут поменять ландшафт рынка и состав его игроков из числа частных компаний.

Прежняя модель, когда участники рынка покупали топливо впрок и формировали запас нефтепродуктов на долгий период, становится очень дорогой. Эффективность бизнес-схем, которыми рынок пользовался десятилетиями, теперь под вопросом. Игрокам придется переходить на короткие сроки хранения и наличие минимальных запасов топлива, а это риски скачков цен и нехватки товара.

Собеседники "Интерфакса" подчеркивают - отечественные АЗС продолжают находиться в пределах низкой рентабельности. Если банки сократят их кредитование, то со стороны частного ритейла начнется снижение спроса, многие просто уйдут с рынка, предполагают представители рынка. Оставшиеся участники получат новые возможности развития, но жить и работать будут в новых условиях. Пророчествовать, какими могут оказаться новые вводные для топливного рынка-2025 смысла нет, проще загадать на новогоднюю ночь, чтобы и 2025-й Россия пережила без топливного кризиса.

Источник: Интерфакс

ООО «Петролеум Трейдинг» объявляет о смене названия и ребрендинге.
ПРОЛЕУМ - новое имя нашей компании. Мы обновили стратегию, которая логично предполагает трансформацию бренда.
Спасибо
Сообщение отправлено

закрыть
Свяжитесь с нами
Обязательные поля (*)
Отмена
Обратный звонок
Введите ваш номер телефона:
Подписка на новости
Вы успешно подписались на новости
Вы успешно подписались
на новости


Остались вопросы?
Мы вам перезвоним