Российская нефть марки Urals скоро станет новым бенчмарком, или эталоном, мирового рынка "черного золота". В конце года начнутся торги экспортными фьючерсами на этот сорт, что позволит устанавливать справедливую цену за каждую бочку и пополнить бюджет дополнительными доходами. В перспективе Urals будет стоить даже дороже, чем признанная североморская смесь Brent.
Об этом рассказал "РГ" первый вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Михаил Темниченко. Эксперты считают, что увеличение продажи нефти за рубли с получением оплаты также рублях существенно укрепит положение нашей валюты в мировой финансовой системе.
Сегодня торговля нефтью в мире проходит разными способами: по контрактам, заключенным на внебиржевом рынке (это сеть брокеров, у которых нет единого места расположения, и они сами общаются между собой), по прямым долгосрочным контрактам между сторонами и по фьючерсным контрактам (сделка на бирже по купле-продаже, которая будет совершена в будущем по оговоренной сейчас цене).
Нефть Urals торгуется первыми двумя способами. На внебиржевом рынке можно продать несколько железнодорожных цистерн или танкер, но цена барреля в этом случае известна общественности в гораздо меньшей степени, а значит, нет прозрачного механизма ценообразования. Плюс - стоимость барреля привязана к биржевым котировкам, и Urals в данном случае зависит от Brent. При этом отечественный сорт дешевле североморского, так как это тяжелая смесь нефти Урала, Поволжья и Западной Сибири, а Brent "легче", то есть, чтобы получить из нее бензин, потребуется не такая глубокая переработка, и как следствие - меньшие траты.
"Дисконт на поставки нефти Urals на мировой рынок к сорту Brent, по данным агентства Platts, в период с 2010 по 2016 год не снижался ниже четырех долларов за баррель. Также периодически сорт Urals стоил дороже Brent, когда на рынке складывался дефицит нефти тяжелых сортов в связи с недостаточными поставками из Ирана и Ирака, - напоминает аналитик "Открытие Брокер" Андрей Кочетков. - Снятие санкций с Ирана в январе этого года оказало негативное влияние на дисконты сорта Urals: в последние три месяца он снизился до минус 1,65-1,9 доллара, но не более". Михаил Темниченко оценивает дисконт выше - в 3-5 и более долларов.
Биржевые торги, в отличие от внебиржевых, работают прозрачно, по четким правилам - цены на эталонные сорта известны всему миру, а конкуренция между ними близка к идеальной. Это позволяет говорить об объективности цен, формирующихся на таких площадках. "Создание бенчмарка на нефтяном рынке - это серьезное изменение международной системы ценообразования с горизонтом в несколько лет. Мы планируем, что новый эталон получит международный статус, на базе него будет торговаться сырье в Европе и Азии", - прогнозирует Михаил Темниченко. Он считает, что Urals и Brent вполне могут существовать параллельно.
СПбМТСБ планирует запуск торгов фьючерсами сначала на Urals. Выбранный формат - поставочный фьючерс, то есть одна из сторон по сделке будет обязана физически поставить сырье второй стороне. В мировой практике также есть расчетные фьючерсы, предполагающие выполнение обязательств в денежном выражении, но от них наши биржевики решили отказаться. На дату завершения сделки стороны получают разницу между ценой заключения контракта и ценой на момент его закрытия. Трейдеры часто используют такой тип контрактов для спекуляций. В некоторых случаях это приводит к тому, что количество сделок с физическими поставками меньше объема рынка фьючерсов, то есть стороны играют на деньги, а не реально покупают нефть. Выбор СПбМТСБ позволит избежать дисбаланса.
Условия будущих экспортных фьючерсов на Urals следующие: объем контракта - тысяча баррелей, поставочная партия - 720 тысяч баррелей, условие поставки - FOB (free-on-board, то есть продавец доставляет товар в порт и грузит на судно покупателя, после чего расходы и риски ложатся на плечи принимающей стороны). Поставка - через порт Приморск.
Позднее планируется запуск контрактов на нефть ESPO (ВСТО, которая идет по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан). Цена на эту марку сейчас зависит от эмиратского сорта Dubai Crude. Поставка будет идти через порт Козьмино в Приморском крае.
Планируемая валюта контрактов на первых порах - доллар за баррель. "Такая котировка должна быть удобна для участников международного рынка: наш поставочный фьючерс будет легко интегрировать в их налаженные процессы, что поможет набрать ликвидность торгов. Говорить о контрактах в рублях можно будет позже, когда эталон получит репутацию признанного бенчмарка. Обеспечение контракта будет осуществляться в рублях", - говорит Михаил Темниченко.
Период перехода на котирование контракта в рублях будет также зависеть от политической и экономической ситуации в мире и в России, считает Андрей Кочетков. Кроме того, влияние на процесс будет оказывать скорость развития собственного емкого рынка нефти и нефтепродуктов. В целом процесс не быстрый, так как риски крайне высоки, подчеркивает эксперт, в связи с чем предсказать срок, когда можно будет говорить об экспортных контрактах в рублях, невозможно.
Поставки Urals и ESPO на международные рынки, по оценкам международных агентств, вдвое превышают поставки нефти Brent, Oman и Dubai. "Поток нефти марки Urals через порты Приморск, Усть-Луга, Новороссийск превышает два миллиона баррелей в сутки, через нефтепровод "Дружба" - еще свыше миллиона баррелей, - продолжает Михаил Темниченко. - Нефть ESPO экспортируется в объемах порядка 600 тысяч баррелей в сутки. При этом поток Brent иссякает, добавление новых сортов еще больше размывает котировку". Из-за истощенности месторождений в Северном море объемы добычи сорта Brent уже давно не доминируют на рынке, и предпосылки к формированию эталона Urals за счет этого становятся только серьезнее.
"Но гораздо больше перспектив в качестве заместителя Brent имеет сорт ESPO, так как его поставки ориентированы на Азию, а по качеству он очень близок к Brent. ESPO может стать бенчмарком для рынка Азии при наращивании объемов экспорта", - делает вывод Андрей Кочетков.
Как вам это?
Антон Рубцов, директор по развитию бизнеса VYGON Consulting:
- Увеличившийся дисконт Urals к Brent объясняется ростом предложения сернистой нефти средней плотности на глобальном рынке из-за наращивания добычи в России, Ираке и Саудовской Аравии.
Более того, наблюдается тенденция ухудшения качества смеси Urals из-за перенаправления потоков легкой западно-сибирской нефти на переработку и на экспорт в восточном направлении в смеси ESPO. В таких условиях дифференциал к Brent будет только увеличиваться.
Роль биржевого маркерного сорта - обеспечение прозрачности ценообразования, а не манипуляция балансом спроса и предложения. Urals гораздо важнее для европейских НПЗ, чем Brent, поэтому в перспективе этот сорт может стать основным ценовым индикатором для других сернистых сортов нефти средней плотности в Европе.
Однако глобальный бенчмарк может быть только в глобальной валюте. Рубль пока такой не стал. Волатильность рубля за последние два года это наглядно показала. Запуск торгов в рублях приведет к росту транзакционных издержек для нефтетрейдеров и появлению дополнительного валютного риска, что существенно снизит привлекательность таких операций и ликвидность данного биржевого инструмента.
Кроме того, глобальный нефтяной бенчмарк активно используется финансовыми спекулянтами, им же удобнее работать в крупнейших мировых финансовых центрах, поэтому Brent в ближайшие десять лет все равно останется для них основным инструментом торговли фьючерсами.
Введите E-mail адрес, который вы использовали при регистрации на сайте, через пару минут на него придут инструкции по восстановлению пароля.
Для обработки Вашего запроса системе понадобится не менее 15 минут. Информацию о предыдущих запросах Вы можете найти на странице "История запросов".
ЗакрытьДля получения информации о вагоне свяжитесь, пожалуйста, с Вашим персональным менеджером или воспользуйтесь сервисом заказа обратного звонка с сайта. Доступ будет предоставлен в течение одного рабочего дня после подтверждения статуса клиента.
ЗакрытьЧерез пару минут на E-mail адрес, который вы использовали при регистрации на сайте, придут инструкции по восстановлению пароля.
ЗакрытьПопробуйте повторить восстановление позднее. Возможные причины: повторный запрос, указанного адреса не существует.
ЗакрытьЧерез пару минут на E-mail адрес, который вы использовали при регистрации на сайте, придет ссылка для подтверждения регистрации.
ЗакрытьПопробуйте повторить восстановление пароля позднее.
ЗакрытьХотели бы вы использовать предоставляемую вами услугу отслеживания вагонов? Если вы веберете "Нет", то позднее вы всегда сможете воспользоваться этой услугой из раздела "Клиентам" нашего сайта.
ДаНЕТХотели бы вы использовать предоставляемую вами услугу отслеживания вагонов? Если вы веберете "Нет", то позднее вы всегда сможете воспользоваться этой услугой из раздела "Клиентам" нашего сайта.
ДаНЕТПолучение информации о нахождении вагона только на условиях, изложенных в настоящем Пользовательском соглашении. Если Вы не согласны с его условиями, то информация о нахождении вагонов Вам не будет предоставлена.
1. Термины и определения
1.1. Для целей настоящего Пользовательского соглашения нижеуказанные термины имеют следующие значения:
2. Предмет и общие условия Пользовательского соглашения
2.1. Настоящее Пользовательское Соглашение (далее — Соглашение) устанавливает правила и условия получения информации Пользователем о нахождении железнодорожного вагона.
2.2 Предоставление информации о нахождении вагона производится через личный кабинет Пользователя только при дополнительном подтверждении Пользователем принятия настоящего Соглашения.
2.3. Для того чтобы получить доступ к личному кабинету на Сайте, лицо должно пройти процедуру регистрации на Сайте путем последовательных действий по заполнению регистрационного бланка в электронной форме, в результате которых такое лицо становится зарегистрированным Пользователем, получает индивидуальный логин и пароль для осуществления доступа в личный кабинет.
2.4. Зарегистрированному пользователю сайта по умолчании присваивается статус Потенциального клиента. Потенциальный клиент не имеет возможности запрашивать информацию. Для получения информации о нахождении вагона Пользователь должен получить статус Действующего клиента. Статус действующего клиента присваивается Пользователю после достижения соглашения с Потенциальным клиентом о поставке ГСМ – продуктов и заключении между Потенциальным клиентом и ООО «Петролеум Трейдинг» соответствующего приложения к договору поставки.
2.5. Действующий клиент может запрашивать информацию не более, чем по 10 вагонам в месяц.
2.6 Пользователь обязуется не передавать третьим лицам информацию, полученную во время работы с функцией по отслеживаю вагонов, а также не использовать ее иным образом, способным привести к нанесению ущерба лицам, предоставляющим данную информацию.
2.7 Администрация Сайта вправе отказать Пользователю в доступе к информации о нахождении вагона без объяснения причин, в том числе в случае нарушения Пользователем условий Соглашения, а также в случае, если Пользователь предоставляет неверную информацию о себе или у Администрации Сайта будут основания полагать, что предоставленная Пользователем информация о себе недостоверна, неполна, неточна.
3. Авторизация на Сайте
3.1. Индивидуальный логин и/или пароль Пользователя, необходимый для авторизации на Сайте, предназначен только для этого Пользователя.
3.2. Пользователь обязуется не разглашать, не передавать третьим лицам свои логин и пароль, а также предпринять все необходимые усилия для того, чтобы его логин и пароль не были доступны третьим лицам. Индивидуальный логин и пароль позволяют осуществлять доступ к тем разделам Сайта, которые доступны только зарегистрированным Пользователям.
3.3. Если любое лицо помимо Пользователя авторизуется на Сайте, используя логин и пароль Пользователя, то все действия, совершенные таким лицом, будут считаться совершенными этим Пользователем. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия, совершенные им на Сайте, а также за все действия, совершенные на Сайте любыми иными лицами с использованием логина и пароля Пользователя.
3.4. Пользователь самостоятельно несет ответственность за сохранность своего пароля, а также за все последствия, которые могут возникнуть в результате его несанкционированного и/или иного использования.
4. Персональная информация Пользователя
4.1. Администрация Сайта при обработке Персональной информации Пользователя обязуется принять все организационные и технические меры для защиты Персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц. Однако не исключено, что в результате сбоя в работе Сайта, вирусной или хакерской атаки, технических неисправностей и иных обстоятельств Персональная информация Пользователя может стать доступной и другим лицам. Пользователь это понимает и соглашается с тем, что не будет предъявлять претензии к Администрации Сайта в связи с этим.
4.2. Пользователь соглашается с тем, что его Персональная информация, содержащаяся в Профиле Пользователя является общедоступной, и любой Пользователь Сайта может ознакомиться с ней.
4.3. Пользователь соглашается с тем, что Администрация Сайта собирает, хранит и совершает иные действия по обработке Персональной информации Пользователя для следующих целей:
4.4. Размещая на Сайте свою Персональную информацию, Пользователь подтверждает, что делает это добровольно, а также что он добровольно предоставляет данную Информацию Администрации Сайта.
4.5. Без ущерба для иных положений Соглашения Администрация Сайта имеет право передать Персональную информацию Пользователя третьим лицам в следующих случаях:
4.6. Администрация Сайта не несет ответственности за использование Персональной информации Пользователя другими лицами, в том числе лицами, которым Персональная информация Пользователя была передана Администрацией Сайта в соответствии с п. 4.5.
5. Иные положения
5.1. Настоящее Соглашение регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, подлежат разрешению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все возможные споры, вытекающие из отношений, регулируемых настоящим Соглашением, разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, по нормам российского права. Везде по тексту настоящего Соглашения, если явно не указано иное, под термином «законодательство» понимается как законодательство Российской Федерации, так и законодательство места пребывания Пользователя.
5.2. Пользователь и Администрация Сайта будут пытаться решить все возникшие между ними споры и разногласия путем переговоров. В случае невозможности разрешить споры и разногласия путем переговоров они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Омской области.
5.3. Настоящее Соглашение составлено на русском языке и в некоторых случаях может быть предоставлено Пользователю для ознакомления на другом языке. В случае расхождения русскоязычной версии Соглашения и версии Соглашения на ином языке, применяются положения русскоязычной версии настоящего Соглашения.
5.4. Настоящее Соглашение может быть изменено Администрацией Сайта в любое время без какого-либо специального уведомления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее опубликования на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
Ваша жалоба будет рассмотрена в ближайшее время.
Если вы оставили контактные данные, мы обязательно сообщим вам о результате
Вы на один шаг ближе к победе.
Заявка на участие в акции «Цистерна Петролеум.Бонус» принята.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время и поможем подключиться.