С 1 апреля в России повышаются акцизы на автомобильное топливо

01 марта, 2016

Москва. Президент РФ Владимир Путин согласовал повышение с 1 апреля акцизов на бензин, дизтопливо и средние дистилляты. Глава государства подписал федеральный закон «О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Информация о поправках в законопроект, предусматривающий второе в текущем году повышение топливных акцизов, появилась в СМИ в начале февраля. Именно тогда Минфин заявил, что рост акцизов будет в пределах 1-2 руб, однако эта мера не отразится на конечной топливной цене на АЗС. Первые публикации о заявлении ведомства появились 4 февраля, а уже 26 – в ускоренном порядке Госдума и Совет Федерации приняли поправки в налоговый кодекс. Таким образом, законодательная инициатива прошла одобрение практически за месяц. До этого повышение акцизов обсуждалось на совещаниях внутри Минфина. С участниками рынка налоговую меру не обсуждали.
В Госдуме в конце минувшей недели законопроект представлял статс-секретарь, заместитель министра финансов Юрий Зубарев. Содокладчиком выступил первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Глеб Хор. По словам Юрия Зубарева, экономический эффект от этой меры составит 89,3 млрд рублей за 2016 год, причем эти средства будут зачислены не в региональные дорожные фонды, как было с акцизами на топливо до сих пор, а в федеральный бюджет. Таким образом "он сможет гарантировать неуменьшение как региональных дорожных фондов, так и федерального дорожного фонда", подчеркнул замминистра.
По словам Зубарева, второе в текущем году повышение акцизов – решение вынужденное из-за существенного падения мировых цен на нефть. «По предварительным оценкам, при сохранении текущей стоимости на энергоносители и при текущем курсе рубля до конца года объем выпадающих доходов может достигнуть 2,6 триллиона рублей", - заявил Юрий Зубарев.
По его словам, это 20 процентов от расходной части бюджета на 2016 год, это более чем серьезная ситуация, в которой правительство задействует все возможности для сокращения образовавшегося дефицита. «Повышение ставки топливных акцизов – это первая и далеко не последняя мера по восполнению выпадающих доходов бюджета РФ», - добавил он.
Даже после заявлений замминистра о необходимости мобилизации доходов, с целью сокращения бюджетного дефицита, обсуждение законопроекта в Госдуме длилось два часа. По данному вопросу выступили представители всех партий. Мнения разделились, большая часть выразила негативное отношение к данным поправкам налогового законодательства, отмечая, что "первоочередная мера", по мнению Минфина, нацелена на самые незащищённые слои населения и средний класс. Депутат от партии КПРФ Вера Ганзя вообще назвала этот законопроект «вредным для экономики страны»: «Мы переживаем нелегкие времена. Борьба с кризисом, безусловно, нужна, но такими ли способами? Правительство ищет средства в карманах населения и в основных направлениях экономики – нефтегазодобывающей и агропромышленной отрасли. Впереди посевная. Как вообще можно поднимать цены на топливо? Налог залезет в карман каждого гражданина еще и потому, что вырастут цены практически на все товары, ведь транспортные расходы увеличатся. И это при нынешних пенсиях и зарплатах?».
Однако Минфин рассчитал, что рост цен на топливо в рознице за год вырастет не более чем на 5%, что ниже уровня инфляции. Эта информация, озвученная Юрием Зубаревым в Госдуме, удивила многих парламентариев. Тогда они выступили с предложением, что в случае роста розничных цен на бензин в 2016 году выше уровня инфляции Минфин должен будет предусмотреть предложение о компенсациях для отдельных категорий населения. "Мы четко зафиксировали ваше заявление как официального представителя правительства о том, что цены, если и будут повышены, то в пределах инфляции, - отметил спикер нижней палаты парламента Сергей Нарышкин. - Если будет нечто иное, то правительство внесет предложение о компенсации потерь для некоторых категорий. Второе: вы услышали наше требование о том, что средства от повышения акцизов будут направлены на развитие дорожного хозяйства. Мы с вас это спросим".
В итоге с перевесом в 32 голоса (за – 236, против – 204) депутаты приняли законопроект.
Во время обсуждения законопроекта на Совете Федерации председатель комитета по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин заявил, что сенаторы будут внимательно следить за ситуацией на топливном рынке после 1 апреля. Он отметил, что при обсуждении закона на заседании комитета "прозвучали опасения" относительно рисков, которые могут ожидать рынок "при правоприменении этих поправок". Как передает Тасс, спикер СФ Валентина Матвиенко дала протокольное поручение комитету по бюджету вести мониторинг правоприменительной практики одобренного закона.
Отметим, внимательно следить за повышением цен на АЗС намерен и инициатор налоговых поправок - Минфин. Также в ведомстве считают, что контроль за топливными ценами в рознице - задача антимонопольной службы и руководства регионов. Правда такая мера, по мнению экспертов Агентства нефтегазовой информации приведет к банкротству ряда участников топливного рынка. «Если разница между оптовыми и розничными ценами существенно сократится, то многим, особенно частным АЗС, станет невыгодно продавать топливо», - заявлял в феврале президент НО «Российский топливный союз» Евгений Аркуша.
А сдерживание оптовых цен у нефтяников, по мнению экспертов, приведет к сокращению инвестиций, что в будущем станет причиной падения добычи и переработки. Напомним, на сегодняшний день ВВП России зависит от нефти примерно на 60%. Таким образом, сокращение добычи и предложения на рынке сбыта может стать причиной падения доходов всего государства.
Получается, контроль со стороны ведомств носит двоякий характер: если цены в рознице сдерживать, то под ударом окажется бизнес - нефтяники, добывающие и перерабатывающие топливо, и операторы, реализующие бензин и дизель. К слову, именно от них зависит доходность региональных бюджетов, в частности, и федеральной казны в целом. С другой стороны - рост цен на дизтопливо и бензин в рознице, не учитывая сезонное повышение, уже в мае составит 1 и 2 рубля соответственно. В результате чего уже летом транспортные расходы, потребительские цены, стоимость услуг вновь вырастут.

Автор: Анастасия Дьякова

Источник: http://www.angi.ru/news.shtml?oid=2834751

Сообщение отправлено

закрыть
Свяжитесь с нами
Обязательные поля (*)
Отмена
Обратный звонок
Введите ваш номер телефона:
Подписка на новости
Вы успешно подписались на новости
Вы успешно подписались
на новости