Топливный союз предлагает увеличить нормативы биржевых продаж нефтепродуктов

30 октября, 2017

Российский топливный союз (РТС) предлагает увеличить нормативы биржевых продаж нефтепродуктов для компаний, сообщил президент организации Евгений Аркуша.
"До 15% для бензинов, до 10% для дизеля", - сказал он. На данный момент эти нормативы составляют 10% для бензинов и 5% для дизельного топлива. По мнению Аркуши, этот шаг поможет стабилизации оптового рынка топлива.
Как сообщал РИА Новости начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин, в середине октября РТС просил ведомство обратить внимание на ситуацию с продажами дизельного топлива на бирже: объем предложения сокращается, в то время как цены растут.
Как отметил Аркуша, такая ситуация наблюдается на оптовом рынке нефтепродуктов уже около шести - семи лет.
"В отсутствие достаточной конкуренции и жесткого контроля ценообразования вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) оказывают влияние на биржевые ценовые индикаторы, используя рычаги снижения объемов производства, поставок на внутренний рынок и биржевых продаж, и добиваются необходимого для обеспечения безубыточной работы роста оптовых цен, держа, по сути, внутренний рынок на "голодном пайке", - говорится в письме РТС к президенту РФ Владимиру Путину, которое организация направила с просьбой "навести порядок" в ценообразовании на оптовом рынке моторного топлива.
УЧЕТ ПРОДАЖ
По мнению топливного союза, ВИНКи на бирже фактически продают и покупают продукцию своих же структур, поэтому цены в оптовом сегменте растут на десятки процентов, в то время когда рост цен в рознице не может превышать инфляцию. Таким образом, компании терпят убытки в розничном звене, перенося центр прибыли на оптовый сегмент.
Из-за такой ситуации, по мнению РТС, порядка 60% отечественных АЗС могут разориться. По данным организации, в стране на данный момент работают около 23 тысяч АЗС, из них 14 тысяч относятся к независимым, а девять тысяч входят в состав ВИНКов.
Аркуша предположил, что в такой ситуации независимые АЗС могут увеличить продажи сопутствующих товаров или предлагать различные услуги, но, тем не менее, главным направлением деятельности заправок все равно останется сбыт топлива.
Как еще один способ решения проблемы глава РТС предлагает не учитывать объемы топлива, которые компания купила "сама у себя" в объеме нормативов продаж.
"Мы предлагаем внести изменения в совместный приказ Минэнерго и ФАС: если ты являешься доминантом и ты покупаешь, то те объемы, что ты покупаешь, должны быть исключены из тех объемов, которые ты должен поставить на биржу", - объясняет Аркуша.
Глава РТС уточнил, что ситуация на рынке достигла того момента, когда можно рассматривать даже введение ограничения на рост цен в оптовом сегменте, аналогично существующему в розничном, однако отметил, что это совсем крайняя мера.
РИА Новости пока не удалось получить комментарии "Роснефти", "Лукойла" и "Газпром нефти".
ОФИЦИАЛЬНОЕ МНЕНИЕ
Министерство энергетики, в свою очередь, пока не обсуждало возможность увеличения норматива биржевых продаж, о чем недавно заявлял заместитель главы ведомства Кирилл Молодцов.
ФАС считает, что факторы роста цены на дизтопливо на бирже себя исчерпали, и на данный момент удалось наладить стабильное предложение этого товара. Как отмечал Махонин, оснований для каких-то панических настроений нет, но служба должна держать руку на пульсе.
Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин считает, что ситуация с оптовыми ценами на бирже достаточно благоприятная.
"Если говорить про оптовые цены, то цены меняются примерно темпами, близкими к темпам инфляции. То же самое можно говорить про розничные цены. Другое дело, что степень волатильности оптовых цен и розничных цен несколько различная, но в целом ситуация достаточно благоприятная", - сказал он.
ВИНКИ - НЕ ГЛАВНОЕ
Эксперты, опрошенные РИА Новости, считают, что проблема роста цен заключается не только в действиях ВИНКов, и соглашаются с тем, что независимые АЗС находятся в опасном положении. Начальник аналитического отдела "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских считает, что в принципе ВИНКи могут влиять на ситуацию на бирже, однако на данный момент ситуация вполне приемлемая.
"Такая ситуация (влияние ВИНКов на цены - ред.) конечно вполне может быть, и с этим бороться достаточно сложно. Но если говорить о росте цен на энергоносители, то я бы не слишком заострял внимание на росте цен на нефтепродукты. Если взять в широком интервале (порядка девяти месяцев), то здесь как раз рост очень даже умеренный. Я не вижу каких-то особенных аномалий, а если нет аномалий, то и искать виноватых в этих небольших толчках - дело не очень благодарное", - объяснил он.
Генеральный директор "Инфотек-Терминала" Рустам Танкаев считает, что цены на бирже растут вовсе не из-за ВИНКов, а из-за низких таможенных барьеров, налоговой нагрузки и курса валют. Говоря о независимых АЗС, эксперт отметил, что они находятся в затруднительном положении.
"Получается так, что независимые АЗС в принципе все находятся на грани разорения. Что касается АЗС, которые входят в состав крупных компаний, то там можно перераспределить прибыль, и они как-то там живут", - подытожил Танкаев.
Подлевских, напротив, считает, что проблема независимых АЗС пока не достигла критической точки.
"Конечно, независимые топливно-раздаточные комплексы могут оказаться в сложном положении, особенно когда возникают "ножницы" розничного регулирования и оптовой недостачи. ... Но все-таки некий запас прочности еще есть, и, мне кажется, что такая проблема еще не стала кричащей", - объяснил эксперт.
Увеличение биржевых нормативов глава "Инфортэк-Терминала" считает шагом, который только усугубит ценовую обстановку.
"Это бессмысленное предложение, оно никак не может повлиять (на цены - ред.). ... Для любого рынка известно, что достаточно трех, максимум пяти процентов объема биржевых продаж, чтобы устанавливать уровень цен, больше не нужно... биржевые торги дороги. Просто вырастут накладные расходы и будут расти цены уже за счет того, что вы будете платить биржевые сборы, которые уже в принципе никак не относятся к производственным расходам", - подчеркнул Танкаев.

Источник: www.benzol.ru

Будьте в курсе последних новостей! Наши каналы в Telegram / Viber

Сообщение отправлено

закрыть
Свяжитесь с нами
Обязательные поля (*)
Отмена
Обратный звонок
Введите ваш номер телефона:
Подписка на новости
Вы успешно подписались на новости
Вы успешно подписались
на новости