Меньше трех не собираться

25 декабря, 2017

Владимир Путин подписал готовившийся два года Федеральной антимонопольной службой (ФАС) указ о национальном плане развития конкуренции. Проект, с которым также работало «Открытое правительство», стал менее радикален и более технологичен. Наиболее жесткая идеологема в нем — присутствие на любом конкурентном рынке не менее трех компаний, одна из которых должна быть частной. Указ, подписанный 21 декабря, уже заведомо не войдет в список новых программных майских указов или их аналогов после выборов 2018 года.

Владимир Путин 21 декабря подписал указ о развитии конкуренции, который правительство готовило на протяжении двух лет. ФАС пришлось дорабатывать проект указа из-за возражений администрации президента (см. “Ъ" от 16 октября), а до того — коллег по Белому дому и бизнеса (см. “Ъ" от 2 и 7 ноября 2016 года). Большинство спорных инициатив службы в процессе были сняты или смягчены, основные идеи Белого дома поддержаны.

Подписанный Владимиром Путиным указ, включающий в себя национальный план развития конкуренции на 2018–2020 годы, требует «считать активное содействие развитию конкуренции… приоритетным направлением» работы всех ветвей власти и ЦБ. В частности, он требует присутствия во всех отраслях экономики «не менее трех хозяйствующих субъектов», один из которых должен быть частным.

Основными принципами проконкурентной госполитики названы сокращение доли госкомпаний в экономике, обеспечение свободы экономической деятельности, поддержка развития малого и среднего предпринимательства, учет развития конкуренции в госинвестициях.

Масштабный график принятия и внесения правительством различных законопроектов является частью указа — важнейшими из них являются, видимо, законы о запрете создания новых ГУПов на конкурентных рынках и об отказе от покупки рыночных компаний государством, о сокращении доли ГУПов и МУПов на рынке ЖКХ и увеличении долей частных компаний в системе ОМС в здравоохранении, о принципах тарифной реформы (см. подробнее «Ъ-Онлайн»). Отдельно на 2018 год заявлен новый подход к определению списка госкомпаний, инвестпрограммы которых контролирует Белый дом. Среди выпавших из планов ФАС пунктов — это в первую очередь намерения ведомства Игоря Артемьева согласовывать инвестпрограммы госмонополий и усиление роли в антимонопольной деятельности Генпрокуратуры, при этом само ведомство несколько расширит свои полномочия (см. подробнее «Ъ-Онлайн»). При этом из документа практически исчез предлагавшийся ранее дух «кампании за конкуренцию» — например, предложение активно освещать борьбу с монополистами на федеральных телеканалах.

Указ упоминает некоторые разработки «Открытого правительства», которое в последние месяцы активно содействовало в подготовке и документа ФАС, и указа,— в плане развития конкуренции очевидно влияние принципов реформы контроля и надзора, требующей внедрения риск-ориентированного подхода в этой области, развитие антимонопольного комплаенса находится в этом русле. Нацплан также поддерживает «цифровые» инициативы ФАС последних лет, требуя совершенствования антимонопольного регулирования «в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках».

По словам главы ФАС Игоря Артемьева, «указ, утверждающий национальный план развития конкуренции, служба разработала по инициативе министра Михаила Абызова при активном участии бизнес-сообщества и экспертов "Открытого правительства"». Как рассчитывает глава ФАС, принятие национального плана «позволит осуществить прорыв в части перехода ФАС от активных мер по защите конкуренции к активным мерам по ее развитию — документ содержит как приоритеты и принципы антимонопольной политики, так и конкретные задачи для конкретных рынков». Предполагается, что план будет регулярно утверждаться указом президента по аналогии с Национальным планом противодействия коррупции (он утверждается каждые два года).

Особой жесткости в практической реализации планов развития конкуренции не ожидается. Так, предложения об ограничении закупок у единственного поставщика госзаказчиками и госкомпаниями будут обсуждаться лишь в апреле 2019 года или позже. Отметим, подписание указа до выборов 2018 года можно в какой-то мере считать неудачей ФАС — наличие такого документа в списке новых майских указов в 2018 году существенно усилило бы его значение.

Что выпало из антимонопольного плана в сравнении с его ранними проектами

Смягчение формулировок в сравнении с ранее известными проектами указа затронуло, например, участие Генпрокуратуры в координации антикартельных действий правоохранительных органов — теперь надзорному органу такая координация указом «рекомендована», в самом же Национальном плане развития конкуренции на 2018–2020 годы прокуратура не упоминается вообще. Также из плана исчезли идеи ФАС по требованию обязательных закупок частных компаний у малого бизнеса и право службы согласовывать инвестиционные программы госмонополий. Впрочем, частично полномочия службы все же будут расширены — до 1 марта 2019 года правительство должно «обеспечить возможность сотрудников антимонопольных органов… самостоятельно направлять ход расследования и принимать решения о производстве процессуальных действий по делам о нарушениях антимонопольного законодательства», а также «исключить возможность приостановления действия решений и предписаний антимонопольных органов в отношении органов власти», кроме как по решению суда.

Источник: www.kommersant.ru

Будьте в курсе последних новостей! Наши каналы в Telegram / Viber

ООО «Петролеум Трейдинг» объявляет о смене названия и ребрендинге.
ПРОЛЕУМ - новое имя нашей компании. Мы обновили стратегию, которая логично предполагает трансформацию бренда.
Сообщение отправлено

закрыть
Свяжитесь с нами
Обязательные поля (*)
Отмена
Обратный звонок
Введите ваш номер телефона:
Подписка на новости
Вы успешно подписались на новости
Вы успешно подписались
на новости


Остались вопросы?
Мы вам перезвоним