ОПЕК+, коронавирус, "сделка века"

15 апреля, 2020

За чередой и чехардой событий, непрерывно атакующих наше внимание, теряются важные детали, без которых увидеть общую картину невозможно. Как если бы из паззла повыдергивали отдельные кусочки.

Не буду вдаваться в историю наступления кризиса, перейду сразу к интересующей нас части – мировому нефтяному рынку. О том, насколько важна именно эта часть всего происходящего сейчас в мире говорит тот факт, что это на текущий момент единственный аспект, в решение которого так дружно и так оперативно (по меркам глобальных мировых вопросов и проблем) включились не менее 40 государств. А если брать МЭА (всех его членов и наблюдателей), то можно насчитать почти сотню. И не только это говорит о важности нефтяного вопроса. Впервые к решению проблемы балансировки подключились потребители. Без преувеличения – то, что мы сейчас наблюдаем, это революционный шаг вперед в вопросах решения вопросов всемирного уровня. Позже об этом напишут обязательно в учебниках, научных работах и мемуарах. Мы же пока вернемся к нашим баррелям.

Начну с того, что до сего момента консенсус аналитиков по индустрии считает эту «сделку» неспособной исправить ситуацию. Потому, что «мало», «поздно», и вообще «ничего не выйдет». Я в палитре оценок текущего положения и ближайших перспектив отношусь к лагерю «облачных оптимистов» (тех, кто «витает в облаках»). Но у моей позиции есть цифровые основания. Как ни парадоксально, но основываются они на тех же открытых и доступных цифрах, получить и проанализировать которые могут все желающие. Тонкость заключается в том, какому из многочисленных просчитываемых сценариев присвоить почетный статус «базового».

Диапазон оценок выпадающего спроса в оценках признанных аналитических домов лежит от 18 до 35 млн б/день. Моя базовая оценка в конце марта – начале апреля основывалась на цифрах по Китаю и распространялась на всю мировую экономику с предположением, что пики отдельных регионов (Азия, Европа и Северная Америка) будут разнесены по времени на 3-4 недели минимум – 15-20 млн в пиковые месяцы (февраль-март-апрель) и 12-17 на май-июнь. Я исходил из активности всей экономики, а не только лишь пострадавших регионов. Вот карта «карантинов» в Китае в январе-феврале (это не количество зараженных, а уровень принятых ограничений по регионам):


Очевидно, что регионы пострадали не одинаково. И даже с учетом того, что в целом под ударом оказались экономически развитые провинции, падение в 35% выглядит чрезмерно пессимистичным. 

Сегодня таможенная служба Китая отчиталась о внешнеторговой активности за март. Цифры показали снижение экспорта на 6,6% г/г, падение импорта на 0,9% г/г.

Вот как торговая активность выглядела в нефтяных закупках:


Импорт сырой нефти вырос на 4,4% г/г. ВЫРОС, не упал. В январе-феврале он вообще на 10% был выше прошлогодних уровней. Т.е., списать активность исключительно на «закупки в резервы по низким ценам» не получается. Вот как выглядела активность с другой стороны – со стороны переработки:


В пиковом феврале снижение объемов переработки относительно декабря-января составило 25%, в марте уже 18%, а по планам на апрель выходит только 9%. Но это цифры не по всей экономике, а только лишь по 16 НПЗ госкомпании Cinopec.

Да, возвращаясь к предыдущему графику, хочу отметить две момента – первое, это падение отгрузок в Китай танкерами при существенно меньшем снижении общего импорта сырой нефти (разница импортировалась по трубопроводам), и второе, резкое падение отгрузок в Китай в марте из Саудовской Аравии (к началу встречи ОПЕК+ в начале марта саудиты уже имели понимание о масштабах снижения своих поставок в регион, тогда как РФ значительную часть поставляет по ВСТО и такой просадки не отмечала, как и в поставках танкерами). Ну и третье можно отметить, хоть оно к данной теме не относится – объемы поставок нефти из США.

Как бы то ни было, в марте договоренности ОПЕК+ не продлили, следовательно с апреля наступал режим «каждый за себя» - кто сколько добудет, тот столько добудет. Но давно уже прошли те времена, когда ценность нефтегазовой компании измерялась даже не её добычей, а всего лишь запасами в недрах. Сейчас ценнее тот, кто продает. Саудовская Аравия напугала всех, что «зальет рынок нефтью», подняв добычу до 12 млн б/день. Пусть так. Но что нам говорят данные об отгрузках нефти из портов КСА (основные объемы королевство поставляет морем).


График ставит под сомнение, что в апреле, когда перестали действовать ограничения, Саудовская Аравия смогла найти спрос на всю свою нефть. Даже с учетом демпинговых дисконтов (правда дисконты эти в порту отгрузки, а с учетом внезапно взлетевшего фрахта, привлекательность для покупателей арабской нефти изменилась не так сильно). Но и здесь, при таком обвале отгрузок – падение составляет 16-17%.

Теперь вернемся к «сделке века». Многие аналитики и большинство просто интересующихся и сочувствующих сходятся во мнении, что снижение добычи слишком низкое и его не хватит для компенсации выпадающего спроса. Но цифры апреля наталкивают на вывод, что баланс должен сойтись, если ситуация по каким-то причинам не ухудшится. Снижение предложения выходит на тот уровень, который в текущей ситуации получается продать. Конечно, часть этих продаж идет не на потребление, а в запасы – в этом тоже есть плюс для всей мировой экономике, так как расходы на энергоносители это 5-10% от мирового валового продукта. Когда рост экономики измеряется процентами, снижение затрат даже на 1% оказывает хорошую поддержку потребителям.

Что мы имеем в итоге на столе переговоров. Организации и страны, которые могут себе позволить поставить подпись под формальным соглашением об ограничении добычи, сокращают на округленно 15 млн б/д. Те, кто формально не может открыто участвовать в такого рода картельной договоренности, прямым или косвенным путем снижают добычу еще на примерно 3 млн б/день (к этому может добавиться ограничение добычи в Техасе, которое обсуждается в это время). Добавим сюда уже объявленные решения о закупках в стратегические резервы (1,5 млн б/д в ближайший месяц-два за счет Индии и США, и еще 3 млн б/день в течение 2 месяцев, если страны МЭА подтвердят свою готовность суммарно выкупить 200 млн баррелей). Итого, на пиковые месяцы контр меры, противодействующие снижению натурального спроса, составляют 20-22 млн б/день. За скобками остается натуральное снижение предложения из-за сокращения инвестиций в ставшие п разным причинам нерентабельными проекты.

Но игроки на рынке пока что не сложили все кусочки паззла. Поэтому котировки не реагируют на исторические события, свидетелями которых мы все являемся.

В заключение картинка для оценки взаимодействия России, Саудовской Аравии и цен на нефть.


Аналитические данные: Главный аналитик рынков нефти и нефтепродуктов "Петролеум Трейдинг" Андрей Дьяченко

Графики предоставлены агентством REFINITIV

 

ООО «Петролеум Трейдинг» объявляет о смене названия и ребрендинге.
ПРОЛЕУМ - новое имя нашей компании. Мы обновили стратегию, которая логично предполагает трансформацию бренда.
Сообщение отправлено

закрыть
Свяжитесь с нами
Обязательные поля (*)
Отмена
Обратный звонок
Введите ваш номер телефона:
Подписка на новости
Вы успешно подписались на новости
Вы успешно подписались
на новости


Остались вопросы?
Мы вам перезвоним