Дешевая нефть обострила спор на давнюю тему несправедливых цен на бензин. Почему, дескать, граждане нефтяной державы вынуждены платить за топливо все больше, хотя в мире оно дешевеет. Заговором тут и не пахнет, а постоянный рост цен выглядит даже логично.
В прошлом году розничные цены на бензин в России выросли на 4,8%, на дизельное топливо — на 3,4%, отчитывался Росстат. За тот же период среднегодовая цена российского сорта нефти Urals упала почти вдвое — до $51,23 за баррель. Вопрос "доколе?" всплывает сам собой. Особенно если учитывать, что реальные доходы россиян из-за слабого рубля тают с каждым днем. Задается им порой даже президент и приказывает ФАС разобраться; обычно это как раз происходит перед сезонными снижениями — например, в середине зимы.
"ДП" объясняет, почему в росте цен на бензин в России нет ничего удивительного. Проблема, как всегда, вызвана странно устроенной экономикой, монополизацией топливного сектора и главное — запредельными налогами, по сравнению с которыми фактор нефти в цене литра можно и не заметить.
На долю нефти в конечной цене российского бензина приходится не больше 6%, переработка и логистика занимают еще почти 10%, подсчитал недавно исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. Маржа при продаже оптом составляет 15,68%. Все остальное уходит на налоги: НДПИ (23,29%), акциз (22,37%) и другие налоги, включая НДС и налог на прибыль.
"Экспортная нефть, условно говоря, привязана к цене нефти в Роттердаме (Brent), а российская цена на бензин привязана к цене нефти на Рязанском НПЗ. На НПЗ цена нефти заведомо ниже — хотя бы потому, что они там не платят экспортную пошлину, — объяснял на пальцах в эфире "Эха Москвы" экономист Сергей Алексашенко. — И на цены на бензин влияют акцизы, которые собирает государство и регулярно индексирует".
Так уж вышло, что все испортил налоговый маневр, планировавшийся при более высоких ценах на нефть. С 2015 и до конца 2017 года экспортные пошлины на нефть постепенно должны снизить в 1,7 раза, на нефтепродукты — в 1,7-5 раз. Одновременно в 1,7 раза увеличивается НДПИ на нефть, в 6,5 раза — на газовый конденсат.
Пошлину на экспорт мазута докручивают до размера нефтяной, чтобы принудить нефтяные компании к более глубокой переработке нефти. Для этого же снижают пошлины на вывоз бензина, дизельного топлива и светлых нефтепродуктов. Акцизы на топливо внутри страны снижаются, как объясняется, для сдерживания цен.
Но в целом безуспешно. Низкие цены на нефть вкупе с налоговыми изменениями в прошлом году делали переработку нефти не столь выгодной, как простая перегонка за границу. Вертикально интегрированные нефтяные компании, не получившие привычную прибыль от продажи сырья, добирали доходы экспортом топлива.
К тому же налоговый период в прошлом году был на том этапе, когда даже бензин за границу продавать было выгоднее. На внутреннем рынке возникал дефицит, и без того обостряющийся весной и осенью. Регионы регулярно отчитываются о запасах, но часто это лишь записи на бумаге, говорили "ДП" представители независимой розницы. Представителей крупной розницы в договорной ценовой политике не обвинял только ленивый. В 2014 году ФАС даже начинала разбирательство против четырех ВИНКов, которые через многократную продажу друг другу искусственно завышали биржевые цены.
Грядущим летом привычный дефицит может обостриться еще больше. С 1 июля топливо класса евро-4 может наконец попасть под запрет для российских НПЗ. Переход на новый стандарт откладывается уже очень давно. Впервые нефтяники поднимали этот вопрос еще в 2011 году, сдвинув срок сначала на 2015 год, потом на 2016-й.
Летом прошлого года представители ВИНКов, среди которых отметился сам Игорь Сечин, и ФАС снова попросили подождать. И те и другие пугали дефицитом бензинов пятого класса: заводы, особенно "Роснефти", и раньше были не готовы, а тут, что ты будешь делать, нефть подешевела почти вдвое — денег на модернизацию нет, поймите и простите.
Цены на нефть с прошлого года упали до совсем уж неправдоподобных $27 за баррель Brent, российский Urals при этом торгуется еще дешевле — как будут выкручиваться, непонятно.
Для того чтобы стимулировать производителей уйти от евро-4 окончательно, акциз на этот класс традиционно проиндексировали сильнее. Если акциз на бензин класса евро-5 вырос с Нового года на 2 тыс. рублей за тонну, то на евро-4 — на 3,4 тыс. за тонну, до 7530 и 10,5 тыс. рублей соответственно. Кто в конечном итоге заплатит этот акциз — очевидно. В розничных ценах изменения отразятся примерно в марте, разница составит примерно 2 рубля.
Однако, по мнению старшего преподавателя департамента финансов Петербургской ВШЭ Ивана Летюхина, фактор акцизов занимает все же второе место. Первое стоит отвести наследию советской плановой экономики, со времен которой более конкурентным рынок не стал.
"Тот же Петербург изначально был ориентирован на поставки с Киришского НПЗ, под столицу была по сути построена вся инфраструктура, что позволяло снабжать город с минимальными издержками, дефицита не возникало", — приводит пример эксперт.
После приватизации в плане поставок указки раздавать перестали, и владельцы начали преследовать экономические интересы. В том числе — практически безнаказанно покрывать потери от низких цен на нефть, поднимая цены на бензин на внутреннем рынке, говорит экономист.
Рынок поделен, конкуренции на нем практически нет — весь нефтяной сектор в России в той или иной степени контролируется государством. По сути, монополизированность сектора была и остается основным слагаемым цены, заключает он.
На диспропорцию цен бензина и нефти регулярно обращает внимание президент. При этом риторика постоянно меняется. То он советует разобраться, почему так происходит, то сам объясняет, что если цены снизить, то НПЗ просто встанут и бензина не будет вообще.
Но, удивительное дело, далеко за океаном, в США, средняя цена бензина упала до семилетнего минимума — $1,89 за галлон, подсчитали в управлении энергетической информации Минэнерго США. Получается примерно 41 цент за литр, даже с рекордным курсом доллара в 86 рублей получается 35,26 рубля за литр. Среднегодовая цена бензина должна составить $2,03 за галлон.
В РФ бензин сейчас тоже начал дешеветь: по оценке Росстата, за неделю падение составило 0,1%.
Источник: http://www.au92.ru/msg/pochemu-benzin-v-rossii-dorozhaet-ne-glyadya-na-neft.html
Введите E-mail адрес, который вы использовали при регистрации на сайте, через пару минут на него придут инструкции по восстановлению пароля.
Для обработки Вашего запроса системе понадобится не менее 15 минут. Информацию о предыдущих запросах Вы можете найти на странице "История запросов".
ЗакрытьДля получения информации о вагоне свяжитесь, пожалуйста, с Вашим персональным менеджером или воспользуйтесь сервисом заказа обратного звонка с сайта. Доступ будет предоставлен в течение одного рабочего дня после подтверждения статуса клиента.
ЗакрытьЧерез пару минут на E-mail адрес, который вы использовали при регистрации на сайте, придут инструкции по восстановлению пароля.
ЗакрытьПопробуйте повторить восстановление позднее. Возможные причины: повторный запрос, указанного адреса не существует.
ЗакрытьЧерез пару минут на E-mail адрес, который вы использовали при регистрации на сайте, придет ссылка для подтверждения регистрации.
ЗакрытьПопробуйте повторить восстановление пароля позднее.
ЗакрытьХотели бы вы использовать предоставляемую вами услугу отслеживания вагонов? Если вы веберете "Нет", то позднее вы всегда сможете воспользоваться этой услугой из раздела "Клиентам" нашего сайта.
ДаНЕТХотели бы вы использовать предоставляемую вами услугу отслеживания вагонов? Если вы веберете "Нет", то позднее вы всегда сможете воспользоваться этой услугой из раздела "Клиентам" нашего сайта.
ДаНЕТПолучение информации о нахождении вагона только на условиях, изложенных в настоящем Пользовательском соглашении. Если Вы не согласны с его условиями, то информация о нахождении вагонов Вам не будет предоставлена.
1. Термины и определения
1.1. Для целей настоящего Пользовательского соглашения нижеуказанные термины имеют следующие значения:
2. Предмет и общие условия Пользовательского соглашения
2.1. Настоящее Пользовательское Соглашение (далее — Соглашение) устанавливает правила и условия получения информации Пользователем о нахождении железнодорожного вагона.
2.2 Предоставление информации о нахождении вагона производится через личный кабинет Пользователя только при дополнительном подтверждении Пользователем принятия настоящего Соглашения.
2.3. Для того чтобы получить доступ к личному кабинету на Сайте, лицо должно пройти процедуру регистрации на Сайте путем последовательных действий по заполнению регистрационного бланка в электронной форме, в результате которых такое лицо становится зарегистрированным Пользователем, получает индивидуальный логин и пароль для осуществления доступа в личный кабинет.
2.4. Зарегистрированному пользователю сайта по умолчании присваивается статус Потенциального клиента. Потенциальный клиент не имеет возможности запрашивать информацию. Для получения информации о нахождении вагона Пользователь должен получить статус Действующего клиента. Статус действующего клиента присваивается Пользователю после достижения соглашения с Потенциальным клиентом о поставке ГСМ – продуктов и заключении между Потенциальным клиентом и ООО «Петролеум Трейдинг» соответствующего приложения к договору поставки.
2.5. Действующий клиент может запрашивать информацию не более, чем по 10 вагонам в месяц.
2.6 Пользователь обязуется не передавать третьим лицам информацию, полученную во время работы с функцией по отслеживаю вагонов, а также не использовать ее иным образом, способным привести к нанесению ущерба лицам, предоставляющим данную информацию.
2.7 Администрация Сайта вправе отказать Пользователю в доступе к информации о нахождении вагона без объяснения причин, в том числе в случае нарушения Пользователем условий Соглашения, а также в случае, если Пользователь предоставляет неверную информацию о себе или у Администрации Сайта будут основания полагать, что предоставленная Пользователем информация о себе недостоверна, неполна, неточна.
3. Авторизация на Сайте
3.1. Индивидуальный логин и/или пароль Пользователя, необходимый для авторизации на Сайте, предназначен только для этого Пользователя.
3.2. Пользователь обязуется не разглашать, не передавать третьим лицам свои логин и пароль, а также предпринять все необходимые усилия для того, чтобы его логин и пароль не были доступны третьим лицам. Индивидуальный логин и пароль позволяют осуществлять доступ к тем разделам Сайта, которые доступны только зарегистрированным Пользователям.
3.3. Если любое лицо помимо Пользователя авторизуется на Сайте, используя логин и пароль Пользователя, то все действия, совершенные таким лицом, будут считаться совершенными этим Пользователем. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия, совершенные им на Сайте, а также за все действия, совершенные на Сайте любыми иными лицами с использованием логина и пароля Пользователя.
3.4. Пользователь самостоятельно несет ответственность за сохранность своего пароля, а также за все последствия, которые могут возникнуть в результате его несанкционированного и/или иного использования.
4. Персональная информация Пользователя
4.1. Администрация Сайта при обработке Персональной информации Пользователя обязуется принять все организационные и технические меры для защиты Персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц. Однако не исключено, что в результате сбоя в работе Сайта, вирусной или хакерской атаки, технических неисправностей и иных обстоятельств Персональная информация Пользователя может стать доступной и другим лицам. Пользователь это понимает и соглашается с тем, что не будет предъявлять претензии к Администрации Сайта в связи с этим.
4.2. Пользователь соглашается с тем, что его Персональная информация, содержащаяся в Профиле Пользователя является общедоступной, и любой Пользователь Сайта может ознакомиться с ней.
4.3. Пользователь соглашается с тем, что Администрация Сайта собирает, хранит и совершает иные действия по обработке Персональной информации Пользователя для следующих целей:
4.4. Размещая на Сайте свою Персональную информацию, Пользователь подтверждает, что делает это добровольно, а также что он добровольно предоставляет данную Информацию Администрации Сайта.
4.5. Без ущерба для иных положений Соглашения Администрация Сайта имеет право передать Персональную информацию Пользователя третьим лицам в следующих случаях:
4.6. Администрация Сайта не несет ответственности за использование Персональной информации Пользователя другими лицами, в том числе лицами, которым Персональная информация Пользователя была передана Администрацией Сайта в соответствии с п. 4.5.
5. Иные положения
5.1. Настоящее Соглашение регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, подлежат разрешению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все возможные споры, вытекающие из отношений, регулируемых настоящим Соглашением, разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, по нормам российского права. Везде по тексту настоящего Соглашения, если явно не указано иное, под термином «законодательство» понимается как законодательство Российской Федерации, так и законодательство места пребывания Пользователя.
5.2. Пользователь и Администрация Сайта будут пытаться решить все возникшие между ними споры и разногласия путем переговоров. В случае невозможности разрешить споры и разногласия путем переговоров они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Омской области.
5.3. Настоящее Соглашение составлено на русском языке и в некоторых случаях может быть предоставлено Пользователю для ознакомления на другом языке. В случае расхождения русскоязычной версии Соглашения и версии Соглашения на ином языке, применяются положения русскоязычной версии настоящего Соглашения.
5.4. Настоящее Соглашение может быть изменено Администрацией Сайта в любое время без какого-либо специального уведомления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее опубликования на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
Ваша жалоба будет рассмотрена в ближайшее время.
Если вы оставили контактные данные, мы обязательно сообщим вам о результате
Вы на один шаг ближе к победе.
Заявка на участие в акции «Цистерна Петролеум.Бонус» принята.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время и поможем подключиться.