Почему бензин в России дорожает, не глядя на нефть

25 января, 2016

Дешевая нефть обострила спор на давнюю тему несправедливых цен на бензин. Почему, дескать, граждане нефтяной державы вынуждены платить за топливо все больше, хотя в мире оно дешевеет. Заговором тут и не пахнет, а постоянный рост цен выглядит даже логично.
В прошлом году розничные цены на бензин в России выросли на 4,8%, на дизельное топливо — на 3,4%, отчитывался Росстат. За тот же период среднегодовая цена российского сорта нефти Urals упала почти вдвое — до $51,23 за баррель. Вопрос "доколе?" всплывает сам собой. Особенно если учитывать, что реальные доходы россиян из-за слабого рубля тают с каждым днем. Задается им порой даже президент и приказывает ФАС разобраться; обычно это как раз происходит перед сезонными снижениями — например, в середине зимы.
"ДП" объясняет, почему в росте цен на бензин в России нет ничего удивительного. Проблема, как всегда, вызвана странно устроенной экономикой, монополизацией топливного сектора и главное — запредельными налогами, по сравнению с которыми фактор нефти в цене литра можно и не заметить.
На долю нефти в конечной цене российского бензина приходится не больше 6%, переработка и логистика занимают еще почти 10%, подсчитал недавно исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. Маржа при продаже оптом составляет 15,68%. Все остальное уходит на налоги: НДПИ (23,29%), акциз (22,37%) и другие налоги, включая НДС и налог на прибыль.
"Экспортная нефть, условно говоря, привязана к цене нефти в Роттердаме (Brent), а российская цена на бензин привязана к цене нефти на Рязанском НПЗ. На НПЗ цена нефти заведомо ниже — хотя бы потому, что они там не платят экспортную пошлину, — объяснял на пальцах в эфире "Эха Москвы" экономист Сергей Алексашенко. — И на цены на бензин влияют акцизы, которые собирает государство и регулярно индексирует".
Так уж вышло, что все испортил налоговый маневр, планировавшийся при более высоких ценах на нефть. С 2015 и до конца 2017 года экспортные пошлины на нефть постепенно должны снизить в 1,7 раза, на нефтепродукты — в 1,7-5 раз. Одновременно в 1,7 раза увеличивается НДПИ на нефть, в 6,5 раза — на газовый конденсат.
Пошлину на экспорт мазута докручивают до размера нефтяной, чтобы принудить нефтяные компании к более глубокой переработке нефти. Для этого же снижают пошлины на вывоз бензина, дизельного топлива и светлых нефтепродуктов. Акцизы на топливо внутри страны снижаются, как объясняется, для сдерживания цен.
Но в целом безуспешно. Низкие цены на нефть вкупе с налоговыми изменениями в прошлом году делали переработку нефти не столь выгодной, как простая перегонка за границу. Вертикально интегрированные нефтяные компании, не получившие привычную прибыль от продажи сырья, добирали доходы экспортом топлива.
К тому же налоговый период в прошлом году был на том этапе, когда даже бензин за границу продавать было выгоднее. На внутреннем рынке возникал дефицит, и без того обостряющийся весной и осенью. Регионы регулярно отчитываются о запасах, но часто это лишь записи на бумаге, говорили "ДП" представители независимой розницы. Представителей крупной розницы в договорной ценовой политике не обвинял только ленивый. В 2014 году ФАС даже начинала разбирательство против четырех ВИНКов, которые через многократную продажу друг другу искусственно завышали биржевые цены.
Грядущим летом привычный дефицит может обостриться еще больше. С 1 июля топливо класса евро-4 может наконец попасть под запрет для российских НПЗ. Переход на новый стандарт откладывается уже очень давно. Впервые нефтяники поднимали этот вопрос еще в 2011 году, сдвинув срок сначала на 2015 год, потом на 2016-й.
Летом прошлого года представители ВИНКов, среди которых отметился сам Игорь Сечин, и ФАС снова попросили подождать. И те и другие пугали дефицитом бензинов пятого класса: заводы, особенно "Роснефти", и раньше были не готовы, а тут, что ты будешь делать, нефть подешевела почти вдвое — денег на модернизацию нет, поймите и простите.
Цены на нефть с прошлого года упали до совсем уж неправдоподобных $27 за баррель Brent, российский Urals при этом торгуется еще дешевле — как будут выкручиваться, непонятно.
Для того чтобы стимулировать производителей уйти от евро-4 окончательно, акциз на этот класс традиционно проиндексировали сильнее. Если акциз на бензин класса евро-5 вырос с Нового года на 2 тыс. рублей за тонну, то на евро-4 — на 3,4 тыс. за тонну, до 7530 и 10,5 тыс. рублей соответственно. Кто в конечном итоге заплатит этот акциз — очевидно. В розничных ценах изменения отразятся примерно в марте, разница составит примерно 2 рубля.
Однако, по мнению старшего преподавателя департамента финансов Петербургской ВШЭ Ивана Летюхина, фактор акцизов занимает все же второе место. Первое стоит отвести наследию советской плановой экономики, со времен которой более конкурентным рынок не стал.
"Тот же Петербург изначально был ориентирован на поставки с Киришского НПЗ, под столицу была по сути построена вся инфраструктура, что позволяло снабжать город с минимальными издержками, дефицита не возникало", — приводит пример эксперт.
После приватизации в плане поставок указки раздавать перестали, и владельцы начали преследовать экономические интересы. В том числе — практически безнаказанно покрывать потери от низких цен на нефть, поднимая цены на бензин на внутреннем рынке, говорит экономист.
Рынок поделен, конкуренции на нем практически нет — весь нефтяной сектор в России в той или иной степени контролируется государством. По сути, монополизированность сектора была и остается основным слагаемым цены, заключает он.
На диспропорцию цен бензина и нефти регулярно обращает внимание президент. При этом риторика постоянно меняется. То он советует разобраться, почему так происходит, то сам объясняет, что если цены снизить, то НПЗ просто встанут и бензина не будет вообще.
Но, удивительное дело, далеко за океаном, в США, средняя цена бензина упала до семилетнего минимума — $1,89 за галлон, подсчитали в управлении энергетической информации Минэнерго США. Получается примерно 41 цент за литр, даже с рекордным курсом доллара в 86 рублей получается 35,26 рубля за литр. Среднегодовая цена бензина должна составить $2,03 за галлон.
В РФ бензин сейчас тоже начал дешеветь: по оценке Росстата, за неделю падение составило 0,1%.

Источник: http://www.au92.ru/msg/pochemu-benzin-v-rossii-dorozhaet-ne-glyadya-na-neft.html

ООО «Петролеум Трейдинг» объявляет о смене названия и ребрендинге.
ПРОЛЕУМ - новое имя нашей компании. Мы обновили стратегию, которая логично предполагает трансформацию бренда.
Сообщение отправлено

закрыть
Свяжитесь с нами
Обязательные поля (*)
Отмена
Обратный звонок
Введите ваш номер телефона:
Подписка на новости
Вы успешно подписались на новости
Вы успешно подписались
на новости


Остались вопросы?
Мы вам перезвоним