Из-за "налогового манёвра" российским нефтяным гигантам стало невыгодно экспортировать мазут. А ведь для этого он в основном и производился. Если ничего не предпринять, Россия может остаться без мазута уже через два-три года.
Неделю назад глава Минэнерго Александр Новак рассказал о проблеме с мазутом — постоянным спутником производства бензина. По словам министра, нефтекомпаниям стало невыгодно его экспортировать. Почему? Во всём виноват налоговый манёвр. Из-за роста таможенных ставок продажи мазута за рубеж падают, а российские НПЗ тем временем постепенно снижают его выработку.
Первой проблему со сбытом этого продукта вторичной переработки бензина и керосина прочувствовала "Роснефть". Компания попросила правительство отложить повышение налога на него более чем на год. С 2017-го сбор за так называемые "тёмные нефтепродукты" должен был составить 100% от пошлины на нефть.
— Такими темпами Россия может остаться без мазута уже через два-три года, — рассказали Лайфу в Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков России.
Желание "Роснефти" объяснить просто — она не успела модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы и производит много мазута. Исходя из статистики, компания является одним из лидеров этого сегмента в России. Мазут занимает почти треть всей её переработки.
Программа модернизации НПЗ была представлена корпорацией Игоря Сечина ещё год назад. "Ценник" составил 466 млрд рублей. Но дело "застопорилось" как раз из-за снижения прибыли от переработки. По ней как раз и ударил налоговый манёвр.
Так ли нам нужен мазут?
В советские годы на мазуте, по самым оптимистическим подсчётам, "сидела" треть теплостанций. Но с 80-х постепенно началась эра более экологичного и дешёвого на тот момент "голубого топлива". Уже к 2003 году его доля в балансе ТЭС упала до 2-3%. А вот роль газа, наоборот, выросла до 72%. К 2014-му на мазут приходилось лишь 0,4% выработки ТЭС.
Кроме как пустить постоянно вырабатываемый на НПЗ "спутник" нефтепереработки на экспорт, гиганты бизнеса ничего не придумали — к концу 2015-го за рубеж уходило свыше 70% (51,5 млн. тонн) из вырабатываемых 71,7 млн тонн. Оно и понятно — в России он был попросту никому не нужен.
Нефтяников, как и энергетиков, сложившееся положение вещей совсем не беспокоило — газ стоил сравнительно недорого, ценовой разницы с мазутом почти не ощущалось, а вот экологические преимущества первого перед последним были очевидны. Но в 2014 году правительство под благим предлогом снижения зависимости бюджета от нефтяных поступлений решило снизить пошлину на нефть, заместив выпадающие доходы параллельным повышением их на некоторые нефтепродукты, к примеру, мазут.
К началу этого года пошлина на него выросла до 90% от нефтяной (к 2017 году будет уже 100%) — в мае последняя составляет $66 за тонну. То есть при вывозе каждой тонны мазута за границу предприятия теперь должны отдать больше $54.
Кто страдает?
Пути обратно уже не будет — "манёвр" заставил крупные НПЗ всеми средствами снижать долю мазута в своей продукции за счёт модернизации установок. К примеру, к 2019 году это планирует сделать "Башнефть", говорил её президент Александр Корсик. Между тем модернизация — совсем не дешёвое удовольствие, по оценкам заместителя гендиректора Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Александра Шахназарова, только одна установка может стоить около $500 млн.
У не входящих в состав богатых добывающих компаний НПЗ денег на модернизацию не так много. Поэтому, если завод не сможет снизить долю мазута, его, вероятно, закроют или продадут, не исключает Шахназаров. Жертвой могут пасть, к примеру, Антипинский НПЗ (из 8,1 млн тонн нефтепродуктов около 49% составляет мазут) или Афимский НПЗ (из 5,7 млн тонн мазута порядка 44%). От снижения доли производства, кстати, страдают и железнодорожники, на треть контролирующие перевозки мазута в России. В прошлом году, по данным РЖД, его погрузка снизилась на 12% до 20,9 млн тонн.
С другой стороны, принимая во внимание падение курса рубля, мазут можно было бы и дальше экспортировать. Но на международных площадках он дешевеет ещё быстрее. Если судить по его котировкам на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже, в апреле галлон мазута (около 0,003 тонны) можно было купить за $1,3 против $2 год назад.
Кто выигрывает?
Сейчас некоторым теплокомпаниям было бы выгодно вернуться к почти забытому мазуту — снижение его использования привело к затовариванию рынка и падению стоимости. К примеру, в феврале на бирже тонну мазута можно было купить за 2,5 тыс. руб., тогда как более традиционный для тепловиков газ был в районе 4,5 тыс. руб. за тысячу кубометров. Для сравнения, в 2009 году тонна мазута стоила в районе 10 тысяч рублей.
Оценка эффекта от возврата к мазуту — общеотраслевая тенденция, продиктованная экономической целесообразностью и постоянным ростом тарифа на природный газ, говорит представитель крупного генератора ТГК-2. Причин тут несколько — от низкой стоимости мазута до правил расчёта с поставщиком. К примеру, за газ тепловики должны платить авансом, хотя плату за тепло получают позже, а за мазут можно рассчитаться уже после поставки. По расчётам ТГК-2, использование мазута как основного топлива на Вологодской ТЭЦ и Ярославских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, управляемых компанией, только за февраль помогло бы сэкономить порядка 128 млн руб.
В настоящий момент все объекты ТГК-2, кроме Северодвинской ТЭЦ-1 (сжигается уголь с добавлением мазута), работают на газе. Перспективы мазута в России видят и зарубежные инвесторы — в сентябре 2014 года гендиректор снабжающего теплом Махачкалу "Дагестанэнерго" Магомед Алиев встречался с японскими бизнесменами, готовыми вложиться в дагестанскую энергетику и построить мазутный НПЗ.
Он содержит меньше нефти, а по стоимости на треть дешевле и намного экологичней российского аналога. Если компании удастся перейти на новый вид мазута, то она сможет ещё как минимум пять лет снимать сверхдоходы, но также будет обязана направлять их исключительно на модернизацию мощностей. Регламентирующий это законопроект как раз готовит ФАС, указывается на портале ОРВ. Эту информацию нам подтвердил и чиновник ведомства.
Экология и эффективность важней экономии
Впрочем, пока новый вид мазута не появится в России, рассчитывать на возврат к его "вредному" предтече не стоит.
"Первым делом, возврат невозможен по причине низкой экологичности мазута. Существует и экономический фактор, предопределивший переход ТЭС на природный газ. "Тепловики" платят государству за каждый выброшенный в воздух выхлоп"
— Владимир Чупров, руководитель энергетической программы Green Peace России
— Жёсткого контроля за выбросами в России пока не установлено, и накануне 2017 года, объявленного годом экологии, стоило бы провести мониторинг по выбросам вредных веществ в регионах, — сказал Лайфу член комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Леонид Огуль.
В первую очередь это касается угольных электростанций. Мазутные уже изжили себя, уверяют собеседники Лайфа — такие остались разве что на Дальнем Востоке.
Введите E-mail адрес, который вы использовали при регистрации на сайте, через пару минут на него придут инструкции по восстановлению пароля.
Для обработки Вашего запроса системе понадобится не менее 15 минут. Информацию о предыдущих запросах Вы можете найти на странице "История запросов".
ЗакрытьДля получения информации о вагоне свяжитесь, пожалуйста, с Вашим персональным менеджером или воспользуйтесь сервисом заказа обратного звонка с сайта. Доступ будет предоставлен в течение одного рабочего дня после подтверждения статуса клиента.
ЗакрытьЧерез пару минут на E-mail адрес, который вы использовали при регистрации на сайте, придут инструкции по восстановлению пароля.
ЗакрытьПопробуйте повторить восстановление позднее. Возможные причины: повторный запрос, указанного адреса не существует.
ЗакрытьЧерез пару минут на E-mail адрес, который вы использовали при регистрации на сайте, придет ссылка для подтверждения регистрации.
ЗакрытьПопробуйте повторить восстановление пароля позднее.
ЗакрытьХотели бы вы использовать предоставляемую вами услугу отслеживания вагонов? Если вы веберете "Нет", то позднее вы всегда сможете воспользоваться этой услугой из раздела "Клиентам" нашего сайта.
ДаНЕТХотели бы вы использовать предоставляемую вами услугу отслеживания вагонов? Если вы веберете "Нет", то позднее вы всегда сможете воспользоваться этой услугой из раздела "Клиентам" нашего сайта.
ДаНЕТПолучение информации о нахождении вагона только на условиях, изложенных в настоящем Пользовательском соглашении. Если Вы не согласны с его условиями, то информация о нахождении вагонов Вам не будет предоставлена.
1. Термины и определения
1.1. Для целей настоящего Пользовательского соглашения нижеуказанные термины имеют следующие значения:
2. Предмет и общие условия Пользовательского соглашения
2.1. Настоящее Пользовательское Соглашение (далее — Соглашение) устанавливает правила и условия получения информации Пользователем о нахождении железнодорожного вагона.
2.2 Предоставление информации о нахождении вагона производится через личный кабинет Пользователя только при дополнительном подтверждении Пользователем принятия настоящего Соглашения.
2.3. Для того чтобы получить доступ к личному кабинету на Сайте, лицо должно пройти процедуру регистрации на Сайте путем последовательных действий по заполнению регистрационного бланка в электронной форме, в результате которых такое лицо становится зарегистрированным Пользователем, получает индивидуальный логин и пароль для осуществления доступа в личный кабинет.
2.4. Зарегистрированному пользователю сайта по умолчании присваивается статус Потенциального клиента. Потенциальный клиент не имеет возможности запрашивать информацию. Для получения информации о нахождении вагона Пользователь должен получить статус Действующего клиента. Статус действующего клиента присваивается Пользователю после достижения соглашения с Потенциальным клиентом о поставке ГСМ – продуктов и заключении между Потенциальным клиентом и ООО «Петролеум Трейдинг» соответствующего приложения к договору поставки.
2.5. Действующий клиент может запрашивать информацию не более, чем по 10 вагонам в месяц.
2.6 Пользователь обязуется не передавать третьим лицам информацию, полученную во время работы с функцией по отслеживаю вагонов, а также не использовать ее иным образом, способным привести к нанесению ущерба лицам, предоставляющим данную информацию.
2.7 Администрация Сайта вправе отказать Пользователю в доступе к информации о нахождении вагона без объяснения причин, в том числе в случае нарушения Пользователем условий Соглашения, а также в случае, если Пользователь предоставляет неверную информацию о себе или у Администрации Сайта будут основания полагать, что предоставленная Пользователем информация о себе недостоверна, неполна, неточна.
3. Авторизация на Сайте
3.1. Индивидуальный логин и/или пароль Пользователя, необходимый для авторизации на Сайте, предназначен только для этого Пользователя.
3.2. Пользователь обязуется не разглашать, не передавать третьим лицам свои логин и пароль, а также предпринять все необходимые усилия для того, чтобы его логин и пароль не были доступны третьим лицам. Индивидуальный логин и пароль позволяют осуществлять доступ к тем разделам Сайта, которые доступны только зарегистрированным Пользователям.
3.3. Если любое лицо помимо Пользователя авторизуется на Сайте, используя логин и пароль Пользователя, то все действия, совершенные таким лицом, будут считаться совершенными этим Пользователем. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия, совершенные им на Сайте, а также за все действия, совершенные на Сайте любыми иными лицами с использованием логина и пароля Пользователя.
3.4. Пользователь самостоятельно несет ответственность за сохранность своего пароля, а также за все последствия, которые могут возникнуть в результате его несанкционированного и/или иного использования.
4. Персональная информация Пользователя
4.1. Администрация Сайта при обработке Персональной информации Пользователя обязуется принять все организационные и технические меры для защиты Персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц. Однако не исключено, что в результате сбоя в работе Сайта, вирусной или хакерской атаки, технических неисправностей и иных обстоятельств Персональная информация Пользователя может стать доступной и другим лицам. Пользователь это понимает и соглашается с тем, что не будет предъявлять претензии к Администрации Сайта в связи с этим.
4.2. Пользователь соглашается с тем, что его Персональная информация, содержащаяся в Профиле Пользователя является общедоступной, и любой Пользователь Сайта может ознакомиться с ней.
4.3. Пользователь соглашается с тем, что Администрация Сайта собирает, хранит и совершает иные действия по обработке Персональной информации Пользователя для следующих целей:
4.4. Размещая на Сайте свою Персональную информацию, Пользователь подтверждает, что делает это добровольно, а также что он добровольно предоставляет данную Информацию Администрации Сайта.
4.5. Без ущерба для иных положений Соглашения Администрация Сайта имеет право передать Персональную информацию Пользователя третьим лицам в следующих случаях:
4.6. Администрация Сайта не несет ответственности за использование Персональной информации Пользователя другими лицами, в том числе лицами, которым Персональная информация Пользователя была передана Администрацией Сайта в соответствии с п. 4.5.
5. Иные положения
5.1. Настоящее Соглашение регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, подлежат разрешению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все возможные споры, вытекающие из отношений, регулируемых настоящим Соглашением, разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, по нормам российского права. Везде по тексту настоящего Соглашения, если явно не указано иное, под термином «законодательство» понимается как законодательство Российской Федерации, так и законодательство места пребывания Пользователя.
5.2. Пользователь и Администрация Сайта будут пытаться решить все возникшие между ними споры и разногласия путем переговоров. В случае невозможности разрешить споры и разногласия путем переговоров они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Омской области.
5.3. Настоящее Соглашение составлено на русском языке и в некоторых случаях может быть предоставлено Пользователю для ознакомления на другом языке. В случае расхождения русскоязычной версии Соглашения и версии Соглашения на ином языке, применяются положения русскоязычной версии настоящего Соглашения.
5.4. Настоящее Соглашение может быть изменено Администрацией Сайта в любое время без какого-либо специального уведомления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее опубликования на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
Ваша жалоба будет рассмотрена в ближайшее время.
Если вы оставили контактные данные, мы обязательно сообщим вам о результате
Вы на один шаг ближе к победе.
Заявка на участие в акции «Цистерна Петролеум.Бонус» принята.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время и поможем подключиться.