Тарифы растут, объемы падают

27 октября, 2016

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) для обеспечения финансовой сбалансированности работы на 2017 год в условиях дерегулирования тарифов на экспортные перевозки необходимо будет принять решение по увеличению этих тарифов на 19,6%. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на письмо президента РЖД Олега Белозерова руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву.

Дерегулирование тарифов глава РЖД называет «действенной мерой обеспечения финансовой сбалансированности работы компании». Также в РЖД хотят тарифицировать все нефтяные грузы как грузы II тарифного класса, в то время как сейчас разные продукты относятся к разным классам с разной стоимостью доставки.

Подобное предложение не одобрили сами нефтяники. Так, глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов и генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков обратились к курирующему транспорт вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой не допустить роста тарифов на перевозку нефтяных грузов выше инфляции, а также дополнительной индексации порожнего пробега и продления срока действия повышающих коэффициентов для экспортных грузов.

«Алекперов и Дюков считают, что предложения РЖД существенно увеличат нагрузку на нефтеперерабатывающие предприятия, которые сейчас и так в тяжелом положении из-за низких цен на энергоносители и западных санкций. По их данным, транспортная составляющая в цене готового продукта за последние три года выросла с 7 до 30%», — пишут «Ведомости». Так, главы НК призывают отказаться от деления грузов на классы и расширять собственную инфраструктуру.

По данным издания, транспортные расходы ЛУКОЙЛа в первом полугодии увеличились на 11,7% до 147,2 млрд рублей, а расходы «Газпром нефти» выросли на 1,4% до 66,7 млрд рублей. Среди причин — рост тарифов естественный монополий.

Особенно тревожным сигналом повышение тарифов является для небольших независимых нефтегазодобывающих компаний, которых по разным источникам насчитывается около 250. «Услугами «Транснефти», согласно отчетности ЦДУ ТЭК (Центральное диспетчерское управление — ред.), пользуются порядка 125 ННК. Это значит, что остальные 125 либо находятся ещё только на стадии геологоразведки, либо транспортируют свою продукцию автоцистернами или цистернами РЖД. В условиях общего экономического кризиса, проблем с финансированием, кредитованием, привлечением инвесторов, а также в условиях ограниченного доступа компаний на рынки мирового капитала повышение стоимости железнодорожных перевозок, безусловно, негативно скажется на независимых нефтяных компаниях, которые сегодня являются по оценке многих экспертов драйверами прироста добычи в отрасли», — сказал «Нефтянке» PR-советник Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» Сергей Ветчинин.

По мнению директора по развитию бизнеса Vygon Consulting Антона Рубцова, рост тарифов естественных монополий должен быть экономически обоснованным вне зависимости от уровня цен на нефть и санкций. «Железнодорожный тариф для поставок нефти в отраслевом масштабе не столь важен по сравнению с транспортировкой нефтепродуктов», — сообщил «Нефтянке» Антон Рубцов.

«Вопрос в отношении установления тарифов на нефтяные грузы комплексный — необходимость субсидирования нафты, изменения тарифов от расстояния, дифференциация на экспорт и внутренний рынок, по портам и прочее. РЖД и ФАС должна иметь анализ влияния ж/д тарифов на экономику отдельных НПЗ при реализации налогового маневра в 2017г., а также прогноз изменения потоков в условиях модернизации и оптимизации загрузки НПЗ. Сегодня «таможенная субсидия» из-за разницы в таможенных пошлинах на нефть и нефтепродукты уже не покрывает логистического отставания российских НПЗ от экспортных рынков, рост тарифов только усугубит ситуацию», — отмечает аналитик. «Если рост тарифов неизбежен для закрытия бюджета РЖД, хотя бы не следует кросс-субсидировать другие отрасли за счет нефтянки — маржа среднеотраслевого НПЗ и так на грани рентабельности», — заключает он.

Согласно статистике самой РЖД, объемы транспортировки нефти и нефтепродуктов на железнодорожной сети за период с января по сентябрь 2016 года сократились на 7,4% и составили 174, 8 млн тонн.

Возможно, что нефтяные компании действительно будут «расширять собственную инфраструктуру», как пишут в своем письме главы ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти». «Объемы будут переключаться с железной дороги на трубопроводной транспорт. По нашим оценкам, железная дорога потеряет в следующем году в целом по данной номенклатуре как минимум 2,5% к уровню 2016 года», — полагает генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

Кристина Кузнецова

Источник: http://neftianka.ru/

Сообщение отправлено

закрыть
Свяжитесь с нами
Обязательные поля (*)
Отмена
Обратный звонок
Введите ваш номер телефона:
Подписка на новости
Вы успешно подписались на новости
Вы успешно подписались
на новости