Украина обеспокоена угрозой национальной безопасности исходя из текущей ситуации на рынке топлива

27 января, 2017

На сегодняшний день, правительство Украины занимает тема энергоносителей, а именно – уменьшение зависимости от России. Как результат – страна не покупает российский газ. Однако, акцентируя внимание на теме газа, угля и электричества, в стороне остается обычное топливо для двигателей внутреннего сгорания, а здесь ситуация довольно удручающая: Украина фактически не контролирует свой внутренний рынок, потребляя импорт.

Возвращаясь к истории и состоянию рынка нефтепродуктов Украины, можно говорить о том, что в середине нулевых Украина была способна обеспечить себя нефтепродуктами. В стране в разное время работали от 7 до 8 крупных НПЗ, доставшихся «в наследство» от СССР.

Но в связи с простой эксплуатацией активов без особых капиталовложений в модернизацию, переработка нефти на украинских заводах стала малопривлекательной. В 2005 году специалисты отмечали, что глубина переработки в стране колеблется от 46,39 (Херсонский НПЗ) до 74,2% (Надворнянский НПЗ). Также была малой и загрузка, с 2004 года часть крупных ФПГ оценили преимущество импорта нефтепродуктов из соседних стран. В 2004 году суммы от совершенных сделок исчислялись «сотнями тысяч долларов», в 2007-м, с выходом на украинский рынок белорусского топлива, речь шла уже о сотнях миллионов. К 2009-му году Украина тратила от 1,5 до 2,5 миллиардов долларов ежегодно, на покупку белорусского бензина, дизельного топлива и газа.

В период 2011 года, Беларусь закрывала 40% внутреннего рынка Украины. В 2012-м доля импортного топлива в Украине превышала 50%, а украинские НПЗ декларировали убытки. К 2014 году действовали остались работать лишь два завода — да и то благодаря поставкам украинской нефти.

Состояние вопроса в 2016 году оставляет желать лучшего. Рынок бензинов и дизельного топлива Украины составляет около 8,13 млн. тонн, большая часть из них - импорт.

В прошлом году Украина потребила 2,2 млн. тонн бензина, 1,2 млн тонн из которого имеет белорусское происхождение, также 0,169 млн т. из Литвы. В то время как собственное официальное производство не превышает 0,8 млн т.
Баланс дизтоплива составил 5,9 млн. тонн, 5,28 млн тонн импорт. 2,7 млн т. предоставляет Беларусь и ещё 1,25 млн т. Российская Федерация. Воюя с Россией, Украина зависит в том числе от российского топлива.
Баланс сжиженного газа 1,46 млн тонн. Тут лишь 16% белорусские, а большая часть поступает из РФ.
Таким образом, Республика Беларусь контролирует сегодня 68% розничного рынка Украины по бензинам, 45,7% рынка дизельного топлива и 16% рынка сжиженного газа. Россия — не менее 39%.

В связи с тем, что Украинские сделки с Белорусью и Россией нередко сопровождаются «серыми» схемами, данные цифры могут быть не полными. Так, например, в 2011-2012 годах, когда торговлю нефтепродуктами курировала «Семья» Януковича разница данных Белстата и Укрстата по поставкам топлива расходилась в денежном выражении на 500 миллионов долларов. Топливо из Беларуси «выезжало», в Украину не «въезжало». Сегодня цифра скромнее — по моим оценкам после уточнения платёжных балансов за 2016 год она составит примерно 27-30 миллионов долларов.

Проблемой являются и «нелегальные» НПЗ. Эксперты оценивают их количество (от мини-заводов до целых комплексов) словами «более сотни».

Авиационное топливо, тоже импортируется из-за рубежа. До 2014 года основным поставщиком была Россия. С 2014 года на рынок вошла Беларусь. Причём Минск «предугадал» развитие кризиса и купил установку для производства топлива в конце 2013 года. В начале 2014 года она по Днепру была доставлена на территорию Беларуси и уже в мае июне Украине предложили реактивное топливо РТ-1, которое на тот момент не прошло даже стандартизации у себя «на Родине». Но качество было нормальное, цена приемлемой. К 2015 году Беларусь контролировала до 50% рынка. Далее была попытка вытеснить «монополиста», заменив его несколькими поставщиками. Белорусская Нефтяная Компания почти год не поставляла авиатопливо в Украину — до осени 2016, когда после прокола с возвратом самолёта «Белавиа», соседняя страна вновь получила допуск на Украинский рынок. И за неполных два месяца по объёмам поставок в годовом выражении вышла на 4-е место.

Причины обвала

Почти за 8 лет Украина потеряла контроль над собственным рынком моторного топлива. Основной причина такого провала - отсутствие инвестиций в развитие отрасли. НПЗ не модернизировались, средняя глубина переработки в 55-57% — чрезвычайно низко и неэффективно.

Соседняя Беларусь, сегодня фактически контролирует украинский рынок, за период с 1996 по 2011 провела 3 этапа модернизации своих НПЗ, затратив на них по разным оценкам от 2,5 до 3,5 млрд долларов. Сейчас реализуется четвёртый этап стоимостью около 1,5 млрд долларов. В результате по показателю глубины переработки нефти Белорусские НПЗ одни из лучших не только в регионе, но и в Европе (значительная часть экспорта направляется как раз на европейский рынок). Так называемый «индекс Нельсона» в Мозыре составляет 7,7, в Новополоцке 9,2. Средние показатели НПЗ по странам ЕС — 6,6, в РФ — 5,1.

При этом с образованием концерна «Белнефтехим» и реализации программы его модернизации в соседней стране создана целая индустрия, сырьём для которой служат отходы нефтепереработки. Конечный продукт — синтетические нити, технические парафины, краска и т. д. – отправляются на экспорт.

На период с 1999 по 2000 год Украина имела лучшие стартовые условия, однако, проиграла в гонке «модернизации», проиграв и собственный рынок.

Также немаловажным фактором для возникновения проблемы стали особенности политической и экономической системы в Украине. Страна к 2007-8 годам превратилась фактически в декорацию договорённостей нескольких крупных ФПГ. Игра на их противоречиях, участие в так сказать, олигархических войнах была в полной мере использована Беларусью. Так с помощью серых схем, демпинга были фактически обанкрочены большинство украинских НПЗ. Сохранила активы только группа «Приват» — и то за счёт доступа к «собственной» нефти. ФПГ было по большому счёту всё равно с чего получать прибыль: с переработки или импорта. Последнее было даже выгодней — нет головной боли с содержанием целого завода.

Риски для Украины

Создавшаяся ситуация - прямая угроза национальной безопасности. Весной 2014 года ключ от Киева был у Лукашенко: если бы после бегства Януковича Беларусь не увеличила поставки топлива и не ввела отсрочку платежа — Украина была бы парализована. С рынка исчезло бы 50% топлива, а в стране на тот момент не было денег, чтобы расплатиться даже по заключённым контрактам. Нет топлива — стоят танки, не завозится хлеб и растут цены. Мгновенно.

Успех «проекта Украина» чрезвычайно выгоден Беларуси – но это не означает, что так будет всегда. Увы, Украина не имеет «запаса прочности» в вопросах обеспечения собственного рынка моторного топлива.

Второй аспект проблемы – деньги. Украина на импорте нефтепродуктов ежегодно теряет не менее 4-5 миллиардов долларов. Ещё не менее 1 миллиарда теряется на нелегальных НПЗ и на «серых схемах» импорта. Из этой суммы не менее 1 миллиарда уходит в бюджет Российской Федерации в качестве оплаты прямых поставок и опосредованно, в виде «доли российской нефти» в белорусском топливе. И после этого мне будут говорить, что Украина воюет с РФ? 1 млрд. долларов в год скорее похоже на дань вассала сюзерену.

Собственная (легальная) переработка или вывод импорта нефтепродуктов из тени наоборот позволил бы увеличить количество рабочих мест, а учитывая доходность бизнеса, и достаточно внушительные налоговые отчисления.

Дальнейший ход развития

Развитие собственной переработки – не является выходом в краткосрочной перспективе. Ведь для начала необходимо найти средства на 1-2 собственных завода и реконструкцию пока ещё работающих (об остановленных лучше не вспоминать – в их состоянии таким активам место в плавильной печи). Это деньги, огромные деньги. Напоминаем, что Беларусь только на модернизацию своих двух НПЗ уже затратила более 2,5 млрд долларов и ещё 1,5 млрд в планах. Это не считая создания целой производственной цепочки по переработке отходов. Свободных денег «здесь и сразу» в Украине нет.

Но это не значит, что не нужно их искать. Причём за счёт экономии на том же импорте. Грубо говоря, «плати меньше и складывай лишнее в копилку». Например, Украина может увеличить добычу своей нефти и загрузить до оптимальных 90-92% собственные НПЗ.

А также, начать поставки в упомянутый НПЗ в Мозыре на переработку по «давальческим схемам». В таком случае страна платит лишь за «работу белорусского НПЗ» – сырьё и прибыль от продажи конечного продукта украинские. А если поднапрячься и продать «отходы» тем же белорусам (для них это тоже сырьё), то и переработка может получится «копеечная». Данная схема оправдана в краткосрочной (2-3 года) перспективе. Она может обеспечить:

Избежать торговых войн, обеспечив загрузку и белорусских НПЗ. В противном случае они будут бороться до конца за украинский рынок. Не выбирая методов.
Политические бонусы: Беларусь получает альтернативные источники нефти и уменьшает зависимость от России.
Загрузку нефтетранспортной системы — трубопровод Одесса-Броды наиболее выгодный способ поставки (тем более, что маршрут уже апробирован). Постоянная его работа, кстати, может стать толчком для завершения проектов поляками — продолжению системы до Балтийского моря и выхода на рынок нефти из стран Каспия и Азии.
Аккумулировать средства для развития собственной переработки. Речь идёт о тех самых миллиардах на строительство новых заводов — ведь 60% рынка топлива в чужих руках это больше чем просто зависимость.
Стоит отметить, правительство Украины уже сделало Беларуси соответствующее предложение. Минск, скорее всего согласится: на фоне торговых войн с РФ поставки нефти на белорусские НПЗ упали на 30%. А это существенная доля внешнеторговой выручки. Лукашенко дал министрам «задание» обеспечить страну нефтью из альтернативных источников. Украинское предложение в данном случае как раз к месту.

Стратегический запас топлива. К чести правительства уже ведутся работы по созданию Госрезерва объёмом до 2 млн тонн в нефтяном эквиваленте. Но это количество планируется «накопить» к 2020 году. При том, что 2 млн т. страна «сжигает» менее чем за 1 квартал. Естественно, возникают возражения — «денег нет». Но вот странно — на 12 тысяч проблемных вкладчиков банка «Михайловский» и другие популистские инициативы есть. Рынок топлива — большая угроза для страны. Тем не менее, сам факт работы над созданием резерва уже лучше, чем ничего.

Но самый главный вывод: при спорах о газе из внимания общественности и политиков ушёл вопрос «чьё топливо в баках самолётов, танков и автомобилей». Пора исправлять ошибки и серьёзно прорабатывать вопрос, искать решения на ближайшие 3-5 лет и на далёкую перспективу. Без этого Украина остаётся чрезвычайно уязвимой.

Источник: http://www.benzol.ru/

ООО «Петролеум Трейдинг» объявляет о смене названия и ребрендинге.
ПРОЛЕУМ - новое имя нашей компании. Мы обновили стратегию, которая логично предполагает трансформацию бренда.
Сообщение отправлено

закрыть
Свяжитесь с нами
Обязательные поля (*)
Отмена
Обратный звонок
Введите ваш номер телефона:
Подписка на новости
Вы успешно подписались на новости
Вы успешно подписались
на новости


Остались вопросы?
Мы вам перезвоним