На сегодняшний день, правительство Украины занимает тема энергоносителей, а именно – уменьшение зависимости от России. Как результат – страна не покупает российский газ. Однако, акцентируя внимание на теме газа, угля и электричества, в стороне остается обычное топливо для двигателей внутреннего сгорания, а здесь ситуация довольно удручающая: Украина фактически не контролирует свой внутренний рынок, потребляя импорт.
Возвращаясь к истории и состоянию рынка нефтепродуктов Украины, можно говорить о том, что в середине нулевых Украина была способна обеспечить себя нефтепродуктами. В стране в разное время работали от 7 до 8 крупных НПЗ, доставшихся «в наследство» от СССР.
Но в связи с простой эксплуатацией активов без особых капиталовложений в модернизацию, переработка нефти на украинских заводах стала малопривлекательной. В 2005 году специалисты отмечали, что глубина переработки в стране колеблется от 46,39 (Херсонский НПЗ) до 74,2% (Надворнянский НПЗ). Также была малой и загрузка, с 2004 года часть крупных ФПГ оценили преимущество импорта нефтепродуктов из соседних стран. В 2004 году суммы от совершенных сделок исчислялись «сотнями тысяч долларов», в 2007-м, с выходом на украинский рынок белорусского топлива, речь шла уже о сотнях миллионов. К 2009-му году Украина тратила от 1,5 до 2,5 миллиардов долларов ежегодно, на покупку белорусского бензина, дизельного топлива и газа.
В период 2011 года, Беларусь закрывала 40% внутреннего рынка Украины. В 2012-м доля импортного топлива в Украине превышала 50%, а украинские НПЗ декларировали убытки. К 2014 году действовали остались работать лишь два завода — да и то благодаря поставкам украинской нефти.
Состояние вопроса в 2016 году оставляет желать лучшего. Рынок бензинов и дизельного топлива Украины составляет около 8,13 млн. тонн, большая часть из них - импорт.
В прошлом году Украина потребила 2,2 млн. тонн бензина, 1,2 млн тонн из которого имеет белорусское происхождение, также 0,169 млн т. из Литвы. В то время как собственное официальное производство не превышает 0,8 млн т.
Баланс дизтоплива составил 5,9 млн. тонн, 5,28 млн тонн импорт. 2,7 млн т. предоставляет Беларусь и ещё 1,25 млн т. Российская Федерация. Воюя с Россией, Украина зависит в том числе от российского топлива.
Баланс сжиженного газа 1,46 млн тонн. Тут лишь 16% белорусские, а большая часть поступает из РФ.
Таким образом, Республика Беларусь контролирует сегодня 68% розничного рынка Украины по бензинам, 45,7% рынка дизельного топлива и 16% рынка сжиженного газа. Россия — не менее 39%.
В связи с тем, что Украинские сделки с Белорусью и Россией нередко сопровождаются «серыми» схемами, данные цифры могут быть не полными. Так, например, в 2011-2012 годах, когда торговлю нефтепродуктами курировала «Семья» Януковича разница данных Белстата и Укрстата по поставкам топлива расходилась в денежном выражении на 500 миллионов долларов. Топливо из Беларуси «выезжало», в Украину не «въезжало». Сегодня цифра скромнее — по моим оценкам после уточнения платёжных балансов за 2016 год она составит примерно 27-30 миллионов долларов.
Проблемой являются и «нелегальные» НПЗ. Эксперты оценивают их количество (от мини-заводов до целых комплексов) словами «более сотни».
Авиационное топливо, тоже импортируется из-за рубежа. До 2014 года основным поставщиком была Россия. С 2014 года на рынок вошла Беларусь. Причём Минск «предугадал» развитие кризиса и купил установку для производства топлива в конце 2013 года. В начале 2014 года она по Днепру была доставлена на территорию Беларуси и уже в мае июне Украине предложили реактивное топливо РТ-1, которое на тот момент не прошло даже стандартизации у себя «на Родине». Но качество было нормальное, цена приемлемой. К 2015 году Беларусь контролировала до 50% рынка. Далее была попытка вытеснить «монополиста», заменив его несколькими поставщиками. Белорусская Нефтяная Компания почти год не поставляла авиатопливо в Украину — до осени 2016, когда после прокола с возвратом самолёта «Белавиа», соседняя страна вновь получила допуск на Украинский рынок. И за неполных два месяца по объёмам поставок в годовом выражении вышла на 4-е место.
Причины обвала
Почти за 8 лет Украина потеряла контроль над собственным рынком моторного топлива. Основной причина такого провала - отсутствие инвестиций в развитие отрасли. НПЗ не модернизировались, средняя глубина переработки в 55-57% — чрезвычайно низко и неэффективно.
Соседняя Беларусь, сегодня фактически контролирует украинский рынок, за период с 1996 по 2011 провела 3 этапа модернизации своих НПЗ, затратив на них по разным оценкам от 2,5 до 3,5 млрд долларов. Сейчас реализуется четвёртый этап стоимостью около 1,5 млрд долларов. В результате по показателю глубины переработки нефти Белорусские НПЗ одни из лучших не только в регионе, но и в Европе (значительная часть экспорта направляется как раз на европейский рынок). Так называемый «индекс Нельсона» в Мозыре составляет 7,7, в Новополоцке 9,2. Средние показатели НПЗ по странам ЕС — 6,6, в РФ — 5,1.
При этом с образованием концерна «Белнефтехим» и реализации программы его модернизации в соседней стране создана целая индустрия, сырьём для которой служат отходы нефтепереработки. Конечный продукт — синтетические нити, технические парафины, краска и т. д. – отправляются на экспорт.
На период с 1999 по 2000 год Украина имела лучшие стартовые условия, однако, проиграла в гонке «модернизации», проиграв и собственный рынок.
Также немаловажным фактором для возникновения проблемы стали особенности политической и экономической системы в Украине. Страна к 2007-8 годам превратилась фактически в декорацию договорённостей нескольких крупных ФПГ. Игра на их противоречиях, участие в так сказать, олигархических войнах была в полной мере использована Беларусью. Так с помощью серых схем, демпинга были фактически обанкрочены большинство украинских НПЗ. Сохранила активы только группа «Приват» — и то за счёт доступа к «собственной» нефти. ФПГ было по большому счёту всё равно с чего получать прибыль: с переработки или импорта. Последнее было даже выгодней — нет головной боли с содержанием целого завода.
Риски для Украины
Создавшаяся ситуация - прямая угроза национальной безопасности. Весной 2014 года ключ от Киева был у Лукашенко: если бы после бегства Януковича Беларусь не увеличила поставки топлива и не ввела отсрочку платежа — Украина была бы парализована. С рынка исчезло бы 50% топлива, а в стране на тот момент не было денег, чтобы расплатиться даже по заключённым контрактам. Нет топлива — стоят танки, не завозится хлеб и растут цены. Мгновенно.
Успех «проекта Украина» чрезвычайно выгоден Беларуси – но это не означает, что так будет всегда. Увы, Украина не имеет «запаса прочности» в вопросах обеспечения собственного рынка моторного топлива.
Второй аспект проблемы – деньги. Украина на импорте нефтепродуктов ежегодно теряет не менее 4-5 миллиардов долларов. Ещё не менее 1 миллиарда теряется на нелегальных НПЗ и на «серых схемах» импорта. Из этой суммы не менее 1 миллиарда уходит в бюджет Российской Федерации в качестве оплаты прямых поставок и опосредованно, в виде «доли российской нефти» в белорусском топливе. И после этого мне будут говорить, что Украина воюет с РФ? 1 млрд. долларов в год скорее похоже на дань вассала сюзерену.
Собственная (легальная) переработка или вывод импорта нефтепродуктов из тени наоборот позволил бы увеличить количество рабочих мест, а учитывая доходность бизнеса, и достаточно внушительные налоговые отчисления.
Дальнейший ход развития
Развитие собственной переработки – не является выходом в краткосрочной перспективе. Ведь для начала необходимо найти средства на 1-2 собственных завода и реконструкцию пока ещё работающих (об остановленных лучше не вспоминать – в их состоянии таким активам место в плавильной печи). Это деньги, огромные деньги. Напоминаем, что Беларусь только на модернизацию своих двух НПЗ уже затратила более 2,5 млрд долларов и ещё 1,5 млрд в планах. Это не считая создания целой производственной цепочки по переработке отходов. Свободных денег «здесь и сразу» в Украине нет.
Но это не значит, что не нужно их искать. Причём за счёт экономии на том же импорте. Грубо говоря, «плати меньше и складывай лишнее в копилку». Например, Украина может увеличить добычу своей нефти и загрузить до оптимальных 90-92% собственные НПЗ.
А также, начать поставки в упомянутый НПЗ в Мозыре на переработку по «давальческим схемам». В таком случае страна платит лишь за «работу белорусского НПЗ» – сырьё и прибыль от продажи конечного продукта украинские. А если поднапрячься и продать «отходы» тем же белорусам (для них это тоже сырьё), то и переработка может получится «копеечная». Данная схема оправдана в краткосрочной (2-3 года) перспективе. Она может обеспечить:
Избежать торговых войн, обеспечив загрузку и белорусских НПЗ. В противном случае они будут бороться до конца за украинский рынок. Не выбирая методов.
Политические бонусы: Беларусь получает альтернативные источники нефти и уменьшает зависимость от России.
Загрузку нефтетранспортной системы — трубопровод Одесса-Броды наиболее выгодный способ поставки (тем более, что маршрут уже апробирован). Постоянная его работа, кстати, может стать толчком для завершения проектов поляками — продолжению системы до Балтийского моря и выхода на рынок нефти из стран Каспия и Азии.
Аккумулировать средства для развития собственной переработки. Речь идёт о тех самых миллиардах на строительство новых заводов — ведь 60% рынка топлива в чужих руках это больше чем просто зависимость.
Стоит отметить, правительство Украины уже сделало Беларуси соответствующее предложение. Минск, скорее всего согласится: на фоне торговых войн с РФ поставки нефти на белорусские НПЗ упали на 30%. А это существенная доля внешнеторговой выручки. Лукашенко дал министрам «задание» обеспечить страну нефтью из альтернативных источников. Украинское предложение в данном случае как раз к месту.
Стратегический запас топлива. К чести правительства уже ведутся работы по созданию Госрезерва объёмом до 2 млн тонн в нефтяном эквиваленте. Но это количество планируется «накопить» к 2020 году. При том, что 2 млн т. страна «сжигает» менее чем за 1 квартал. Естественно, возникают возражения — «денег нет». Но вот странно — на 12 тысяч проблемных вкладчиков банка «Михайловский» и другие популистские инициативы есть. Рынок топлива — большая угроза для страны. Тем не менее, сам факт работы над созданием резерва уже лучше, чем ничего.
Но самый главный вывод: при спорах о газе из внимания общественности и политиков ушёл вопрос «чьё топливо в баках самолётов, танков и автомобилей». Пора исправлять ошибки и серьёзно прорабатывать вопрос, искать решения на ближайшие 3-5 лет и на далёкую перспективу. Без этого Украина остаётся чрезвычайно уязвимой.
Источник: http://www.benzol.ru/
Введите E-mail адрес, который вы использовали при регистрации на сайте, через пару минут на него придут инструкции по восстановлению пароля.
Для обработки Вашего запроса системе понадобится не менее 15 минут. Информацию о предыдущих запросах Вы можете найти на странице "История запросов".
ЗакрытьДля получения информации о вагоне свяжитесь, пожалуйста, с Вашим персональным менеджером или воспользуйтесь сервисом заказа обратного звонка с сайта. Доступ будет предоставлен в течение одного рабочего дня после подтверждения статуса клиента.
ЗакрытьЧерез пару минут на E-mail адрес, который вы использовали при регистрации на сайте, придут инструкции по восстановлению пароля.
ЗакрытьПопробуйте повторить восстановление позднее. Возможные причины: повторный запрос, указанного адреса не существует.
ЗакрытьЧерез пару минут на E-mail адрес, который вы использовали при регистрации на сайте, придет ссылка для подтверждения регистрации.
ЗакрытьПопробуйте повторить восстановление пароля позднее.
ЗакрытьХотели бы вы использовать предоставляемую вами услугу отслеживания вагонов? Если вы веберете "Нет", то позднее вы всегда сможете воспользоваться этой услугой из раздела "Клиентам" нашего сайта.
ДаНЕТХотели бы вы использовать предоставляемую вами услугу отслеживания вагонов? Если вы веберете "Нет", то позднее вы всегда сможете воспользоваться этой услугой из раздела "Клиентам" нашего сайта.
ДаНЕТПолучение информации о нахождении вагона только на условиях, изложенных в настоящем Пользовательском соглашении. Если Вы не согласны с его условиями, то информация о нахождении вагонов Вам не будет предоставлена.
1. Термины и определения
1.1. Для целей настоящего Пользовательского соглашения нижеуказанные термины имеют следующие значения:
2. Предмет и общие условия Пользовательского соглашения
2.1. Настоящее Пользовательское Соглашение (далее — Соглашение) устанавливает правила и условия получения информации Пользователем о нахождении железнодорожного вагона.
2.2 Предоставление информации о нахождении вагона производится через личный кабинет Пользователя только при дополнительном подтверждении Пользователем принятия настоящего Соглашения.
2.3. Для того чтобы получить доступ к личному кабинету на Сайте, лицо должно пройти процедуру регистрации на Сайте путем последовательных действий по заполнению регистрационного бланка в электронной форме, в результате которых такое лицо становится зарегистрированным Пользователем, получает индивидуальный логин и пароль для осуществления доступа в личный кабинет.
2.4. Зарегистрированному пользователю сайта по умолчании присваивается статус Потенциального клиента. Потенциальный клиент не имеет возможности запрашивать информацию. Для получения информации о нахождении вагона Пользователь должен получить статус Действующего клиента. Статус действующего клиента присваивается Пользователю после достижения соглашения с Потенциальным клиентом о поставке ГСМ – продуктов и заключении между Потенциальным клиентом и ООО «Петролеум Трейдинг» соответствующего приложения к договору поставки.
2.5. Действующий клиент может запрашивать информацию не более, чем по 10 вагонам в месяц.
2.6 Пользователь обязуется не передавать третьим лицам информацию, полученную во время работы с функцией по отслеживаю вагонов, а также не использовать ее иным образом, способным привести к нанесению ущерба лицам, предоставляющим данную информацию.
2.7 Администрация Сайта вправе отказать Пользователю в доступе к информации о нахождении вагона без объяснения причин, в том числе в случае нарушения Пользователем условий Соглашения, а также в случае, если Пользователь предоставляет неверную информацию о себе или у Администрации Сайта будут основания полагать, что предоставленная Пользователем информация о себе недостоверна, неполна, неточна.
3. Авторизация на Сайте
3.1. Индивидуальный логин и/или пароль Пользователя, необходимый для авторизации на Сайте, предназначен только для этого Пользователя.
3.2. Пользователь обязуется не разглашать, не передавать третьим лицам свои логин и пароль, а также предпринять все необходимые усилия для того, чтобы его логин и пароль не были доступны третьим лицам. Индивидуальный логин и пароль позволяют осуществлять доступ к тем разделам Сайта, которые доступны только зарегистрированным Пользователям.
3.3. Если любое лицо помимо Пользователя авторизуется на Сайте, используя логин и пароль Пользователя, то все действия, совершенные таким лицом, будут считаться совершенными этим Пользователем. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия, совершенные им на Сайте, а также за все действия, совершенные на Сайте любыми иными лицами с использованием логина и пароля Пользователя.
3.4. Пользователь самостоятельно несет ответственность за сохранность своего пароля, а также за все последствия, которые могут возникнуть в результате его несанкционированного и/или иного использования.
4. Персональная информация Пользователя
4.1. Администрация Сайта при обработке Персональной информации Пользователя обязуется принять все организационные и технические меры для защиты Персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц. Однако не исключено, что в результате сбоя в работе Сайта, вирусной или хакерской атаки, технических неисправностей и иных обстоятельств Персональная информация Пользователя может стать доступной и другим лицам. Пользователь это понимает и соглашается с тем, что не будет предъявлять претензии к Администрации Сайта в связи с этим.
4.2. Пользователь соглашается с тем, что его Персональная информация, содержащаяся в Профиле Пользователя является общедоступной, и любой Пользователь Сайта может ознакомиться с ней.
4.3. Пользователь соглашается с тем, что Администрация Сайта собирает, хранит и совершает иные действия по обработке Персональной информации Пользователя для следующих целей:
4.4. Размещая на Сайте свою Персональную информацию, Пользователь подтверждает, что делает это добровольно, а также что он добровольно предоставляет данную Информацию Администрации Сайта.
4.5. Без ущерба для иных положений Соглашения Администрация Сайта имеет право передать Персональную информацию Пользователя третьим лицам в следующих случаях:
4.6. Администрация Сайта не несет ответственности за использование Персональной информации Пользователя другими лицами, в том числе лицами, которым Персональная информация Пользователя была передана Администрацией Сайта в соответствии с п. 4.5.
5. Иные положения
5.1. Настоящее Соглашение регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, подлежат разрешению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все возможные споры, вытекающие из отношений, регулируемых настоящим Соглашением, разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, по нормам российского права. Везде по тексту настоящего Соглашения, если явно не указано иное, под термином «законодательство» понимается как законодательство Российской Федерации, так и законодательство места пребывания Пользователя.
5.2. Пользователь и Администрация Сайта будут пытаться решить все возникшие между ними споры и разногласия путем переговоров. В случае невозможности разрешить споры и разногласия путем переговоров они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Омской области.
5.3. Настоящее Соглашение составлено на русском языке и в некоторых случаях может быть предоставлено Пользователю для ознакомления на другом языке. В случае расхождения русскоязычной версии Соглашения и версии Соглашения на ином языке, применяются положения русскоязычной версии настоящего Соглашения.
5.4. Настоящее Соглашение может быть изменено Администрацией Сайта в любое время без какого-либо специального уведомления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее опубликования на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
Ваша жалоба будет рассмотрена в ближайшее время.
Если вы оставили контактные данные, мы обязательно сообщим вам о результате
Вы на один шаг ближе к победе.
Заявка на участие в акции «Цистерна Петролеум.Бонус» принята.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время и поможем подключиться.