В Минэнерго оценивают риски по отмене пошлины на экспорт нефти

13 января, 2017

Минэнерго дало прогноз последствий на решение Минфина по обнулению экспортной пошлины на нефть после 2018 года. По мнению Минэнерго, подобные действия приведут к осложнению отношений с Белоруссией. В данном случае, Белоруссия лишится 96 млрд рублей, нефтепереработка сократится на 20% и возникнет нехватка топлива, а также последует закрытие ряда НПЗ. Министерство энергетики предлагает отказаться от нововведений как минимум до 2020 года, однако Минфин планирует ввести свое решение в действие уже в 2018 году. Компромиссом может стать, к примеру, отрицательные акцизы.

Оценивая возможные риски, министр энергетики Анатолий Яновский отмечает, что обнуление пошлины преждевременно в силу "недостаточной проработки" и может привести к снижению эффективности добычи на месторождениях с льготами по экспортной пошлине, а также к политическим рискам.

Предложенное обнуление влечет и ухудшение взаимоотношений России и Белоруссии, которая беспошлинно получает российскую нефть. Потери соседней страны при цене на нефть в $40 за баррель и курсе 64,8 руб. за доллар Минэнерго оценивает в 96 млрд руб., поскольку вместе с обнулением пошлины, по налоговому маневру, будет расти НДПИ, что чревато ростом цен на нефть как для внутреннего рынка, так и для белорусов.

Негативные последствия затронут и внутренний рынок. Маржа переработки в среднем может снизиться с 2,7 тыс. руб. на тонну до 1 тыс. руб. Нефтяникам станет в ряде случаев менее выгодно перерабатывать нефть, чем отправлять ее на экспорт. В связи с этим, Минэнерго ожидает «одномоментного снижения объемов переработки» нефти (в объеме до 60 млн т). Это эквивалентно примерно 20% всей переработки нефти в РФ. В результате сократится выпуск топлива (бензинов — на 6 млн т, дизеля — на 14 млн т), что в свою очередь приведет к дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке и социальным проблемам как из-за роста цен на топливо, так и из-за того, что нефтекомпаниям придется закрыть нерентабельные НПЗ.

Для стабилизации ситуации, Минэнерго предлагает «обеспечить стабильный налоговый режим» для отрасли, зафиксировав фискальные параметры 2017 года «с целью обеспечения инвестиционной привлекательности сегментов добычи и переработки нефти до 2020 года».

Во многом споры вокруг отмены пошлины между Минфином и Минэнерго спровоцированы подготовкой к переходу на налог на добавленный доход (НДД), который будет взиматься не с объемов нефти, а с денежного потока. Ориентировочно, новый налог исходно распространится на пилотные проекты разработки месторождений, и по задумке Минфина должен, по сути, заменить экспортную пошлину.

Минэнерго за добровольный переход на новый налог, а Минфин считают, что нефтекомпания должна выбрать — либо действующая налоговая система с льготами по пошлине, либо НДД. Во многих случаях НДД менее выгоден, чем льготная пошлина на нефть в действующей налоговой системе, и нефтекомпаниям невыгодно переходить на НДД. Однако перспектива полной отмены пошлины (и потери соответствующих льгот) может сделать участников рынка более сговорчивыми.

В Минфине заявили, что «в соответствии с поручением президента, сформулированным им в послании Федеральному собранию», в 2017 году должны обсудить с заинтересованными сторонами будущие изменения в налоговой системе, в 2018 году принять соответствующие законы, чтобы с 2019 года они вступили в силу. "Поэтому рассматривать вопросы изменения пошлин, НДПИ и прочих налогов до завершения порученной президентом дискуссии о будущих контурах налоговой системы считаем преждевременным",— пояснили в министерстве.

Источник: http://www.benzol.ru/

Сообщение отправлено

закрыть
Свяжитесь с нами
Обязательные поля (*)
Отмена
Обратный звонок
Введите ваш номер телефона:
Подписка на новости
Вы успешно подписались на новости
Вы успешно подписались
на новости